Юлиан Чаплинский, руководитель архитектурного бюро «CHAPLINSKYY & Associates» рассказывает о новой архитектуре и ответственности архитектора.
Ваше бюро открыло представительство в Краснодаре. Создать филиал львовской компании в России непросто?
Мы давно работаем с российскими заказчиками и пришли к такому решению для облегчения финансовых операций. Сделали шаг навстречу заказчикам, что укрепляет доверие к компании в целом. Сложностей было много. Не могу сказать, что украинское и российское законодательство сильно заинтересовано в реальном сотрудничестве в проектном бизнесе.
Тема интеграции современной архитектуры в исторический контекст для вас актуальна?
Эта тема исключительно важна в нашем творчестве. Наш головной офис находиться во Львове, городе с историей. Уже 20 лет город «стоит» в архитектурном развитии. С одной стороны, этому мешают экономические проблемы, хотя инвестиционный климат во Львове гораздо лучше, чем в других городах Западной Украины. С другой стороны, нет единой концепции развития города, нет видения будущего города, нет идеологии.
Общество очень ретроградно во взглядах на архитектуру. Архитекторы, которые видят город современным, находятся в меньшинстве, поэтому у нас появилась идея начать процесс воспитания публики через соц-медиа. Страница о функционализме в фейсбуке — наш месседж об архитектурной практике
Тема социальной ответственности архитектора нынче актуальна. Какую меру ответственности несет архитектор?
Ответственность архитектора велика. Среда воздействует на человека на разных уровнях, не только на эстетическом, но и физическом. Архитектор должен смотреть в будущее. Как всякий художник, он часто обречен на непонимание в ближайшей перспективе.
Витрувианская триада «прочность, польза, красота» в разные времена и у разных архитекторов имеют разные степени соподчинения этих трех составляющих. Как ранжируете их вы?
Наверное, так же как и Витрувий. Другое дело, что понятие пользы можно немножко «пошатать». С одной стороны, она может быть очень полезной в смысле функциональности, а с другой стороны, быть малофункциональной, но очень полезной в смысле воспитания мировоззрения. Пусть каждый выбирает свой контекст.
У каждого бюро со временем определяется своя стилевая манера. Какая стилевая основа у созданных «CHAPLINSKYY & Associates» проектов?
Иметь свой стиль для нас слишком дорого. Когда мы построим два десятка уникальных объектов, тогда, мне кажется, я смогу диктовать заказчику свои взгляды. Нам интересно прочувствовать опыт исторических стилей, но, тем не менее, мы ищем что-то новое.
Дизайн интерьера виллы «Анна». Фотограф: Андрей Авдеенко
Особенное впечатление производят ваши проекты деревянных домов, вилл «Роза» и «Анна». Насколько сложно работать с таким пространством?
Мы бы ни в коем случае не хотели, чтобы нас ассоциировали исключительно с такой стилистикой. Сейчас мы уже не работаем со срубом. Он для нас себя исчерпал, но клееный брус по -прежнему нравится. Виллы в Карпатах были своего рода манифестом. Нам хотелось показать калейдоскоп возможностей декорирования в разных традициях и вне их. Получились не коттеджи, а именно «виллы», согласно традиции львовско-польской.
Есть мнение в сфере частной архитектуры, что хороший заказчик со временем становится другом. Насколько возможно совместить личное и профессиональное?
Если с большими боями и потерями крови нам удается довести дом до конца, заказчик, увидев финальную картинку идет на замирение и даже дружбу. Но всегда есть много шансов испортить отношения. Всем не угодишь. Я говорю потенциальным заказчикам, что им стоит задуматься, в первую очередь, не о дизайнерских талантах архитектора, а о том, что с этим человеком им нужно провести много времени, что он должен устраивать их во всех отношениях, не только профессиональном. Если у одной из сторон есть чувство дискомфорта на ранних стадиях работы, лучше разойтись.
Каких принципов вы придерживаетесь в общении с заказчиками?
Первый принцип — услышать заказчика, а потом уже понять, совместимы ли наши взгляды. Второй — не иметь невысказанных претензий к заказчику. Заказчик это сразу почувствует и начнется конфликт. Третий принцип — делать все процесы максимально прозрачными, быть в диалоге. И последний — дать понять заказчику, что интересы у нас общие, что мы являкмся партнерами.