В Москве открылся первый частный музей «Ар Деко». Основатель и руководитель музея – Мкртич Окроян, владелец крупнейшего собрания скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства эпохи ар деко. Коллекция Окрояна давно имеет мировую известность и принимает участие во многих проектах. Была, например, выставка, организованная аукционным домом Sotheby’s в Париже к 100-летию дягилевских сезонов. Была выставка в Музее «Ар Нуво и Ар Деко» в Саламанке, ну и так далее. Мкртич Окроян, автор книги «Скульптура Ар Деко: истоки и расцвет», рассказывает нашим читателям о своем музее «последнего роскошного стиля европейских столиц», это, во- первых. И почему стиль, «между двумя мировыми войнами» вновь так популярен, это, во-вторых.
Мкртич Окроевич, расскажите, пожалуйста, вначале о структуре вашего музея и о причинах, которые привели к его открытию.
Музей «Ар Деко», который только что открылся для публики, тактически разделен на три части: это скульптура, живопись и мебель. Мебель и скульптура представлены ярче и полнее всего. Решение открыть в Москве музей ар деко, было обосновано тем, что в России нет, и никогда не было, ничего подобного. Кстати, в мире тоже особенно нигде этот стиль не представлен, что называется, на музейном уровне. Вот мы и решили сделать музей ар деко, представить его во всей полноте, решили, что музей будет полезен и для архитекторов, и для декораторов, и для студентов, и просто, для любителей искусства. Хорошо уже то, что в России есть такая коллекция. И самое главное, что на экспонатах музея можно проследить взаимосвязь русской и европейской культур, видеть, что базой ар деко стало русское искусство начала ХХ века, русский модерн, хотя родоначальниками стиля традиционно считают Францию, Австрию, Германию. В будущем мы планируем в музее открыть медиатеку, проводить самые разнообразные конференции. Будем приглашать студентов, не только российских, но и европейских для изучения стиля на основе коллекций музея. В планах – проведение выставок, в том числе, и международных.
Что можно сказать об экспозиции?
Музей расположился в здании бывшего Императорского монетного двора на Лужнецкой набережной. В экспозиции - много мебели, светильников, много ковки: лампы, всевозможные консоли и т. д. Инсталлировать ар деко в любые пространства всегда легко и приятно, в отличие, от других стилей, вроде ампира или барокко. В нашем собрании имеются произведения таких блистательных мастеров как Дмитрий Чипарус, Фердинанд Прайсс, Жан Дюнан, Эдгар Брандт, Поль Фолло и проч. Кстати, не одного из них нет ни в одном государственном музее. Центральное место в экспозиции музея занимает монументальное панно парижского декоратора Пьера Бобо, созданное по заказу для легендарного бального зала Roseland в Нью-Йорке. Кстати говоря, на его сцене выступали все ведущие джазовые исполнители и биг-бэнды. В собрании музея широко представлено и творчество Эдгара Брандта, одного из главных мастеров по художественной ковке. В экспозиции музея публика может видеть стулья для столовой, которые были созданы Брандтом в середине двадцатых годов прошлого века. Это очень редкий образец! В нашей коллекции мебели насчитывается более 500 предметов. Среди мебельщиков практически всё – признанные имена: Жак-Эмиль Рюльман, Жюль Лелё, Поль Фолло, Луи Сю, Андре Мар.
Почему, по-вашему, стиль ар деко снова набирает популярность?
Все очень просто. Ар деко - пример хорошего вкуса, хорошего стиля. Наши архитекторы, художники, мебельщики должны учиться у мастеров ар деко. Кроме того, все они были блестящими декораторами. Увы, в СССР такой профессии как декоратор интерьеров не существовало. В России она появилась совсем недавно. Но и в СССР были роскошные интерьеры, выполненные в стиле ар деко. Это гостиницы «Националь» и «Метрополь», некоторые станции московского метро, «Аэропорт», например. Ардеко – последний из больших классических стилей. Он подчинил архитектуру, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптуру своему пластическому языку. Он превратил мебель в предмет высокого искусства, при этом сохранив ее сугубую функциональность. Ар деко соединил роскошь и рациональность. Он стал символом финансового благополучия, процветания, изысканности. В период между двумя войнами он создал образ жизни людей, моду, стиль общения, стиль работы, отдыха. Для того, чтобы показать все это, и надо было создать такой музей.
За что вы, лично, любите ар деко?
За тактильность, стильность, за красоту. Ар деко – это абсолютная пластика. Это еще и материалы, дорогие, фактурные. Это еще и ощущения. А ещё люблю ар деко за вкус к простым и чистым формам, за утонченность, за безупречность техники.
Мкртич Окроевич, вы помните первую вещь, которую приобрели для своей коллекции?
Конечно, помню, это была небольшая скульптура Поля Филиппа, девочка, держащая в руках попугая, благородное бронзовое литье, изысканные формы. Купил я её в Петербурге, в конце девяностых. Она была с клеймом, где хорошо читалась подпись: Чипарус. Но я был в сомнениях по поводу авторства, и начал фигурку исследовать. И, в конце концов, оказался прав, автором оказался не Дмитрий Чипарус, а Поль Филипп. Просто Филипп в конце своей жизни несколько лет работал в мастерской у Чипаруса, поэтому у скульптуры и оказалось его клеймо. Вот такая интересная история произошла в самом начале моего собирательства!
Адрес музея: Москва, Лужнецкая набережная, 2/4 стр. 4