В своем первом интервью Алексей Захаров рассказал о том, как спроектировать модный офис, правильно работать с корпоративным заказчиком и сделать так, чтобы авторская идея не была искажена в процессе реализации. Во второй части интервью Алексей Захаров говорит о пользе ограничений и опасностях свободы, о хай-теке, английской классике и бионическом стиле…
Архитекторы говорят, что ограничения, это не всегда плохо, что ограничения дают толчок, согласны?
Я с вами соглашусь. И то, и другое хорошо, и свобода и несвобода, знаете, это как сейчас в политической ситуации у нас в стране. Одни говорят, что очень хорошо, что нас зажимают, нас ограничивают, нам много чего запрещают, что у нас санкции. Мы, в результате, сейчас сожмемся, сгруппируемся и найдем супер-решение, которое всех удовлетворит. Другие говорят, наоборот, всё плохо. Вроде бы как была свобода, а теперь её нет. В архитектуре происходит тоже самое. С одной стороны, когда есть ограничения, это, действительно, хорошо, тогда люди могут работать, искать, посильнее напрячься, побольше материалов изучить, поискать разные варианты… То есть, работа будет тяжелой с точки зрения подготовки, но результат может оказаться неожиданным, произвести впечатляющий эффект. Полная свобода, с одной стороны, раскрепощает, с другой – расслабляет, потому что вроде как всё доступно, всё есть, можно делать всё, что хочешь. Но со свободой тоже надо работать. Надо правильно выбрать, правильно обосновать. Архитектор должен предлагать не просто свою фантазию, хотелку, свое видение, любое его решение должно быть реализуемо. Реализация же зависит от многих факторов: технологий, материалов… Мы лично работаем в реальном секторе с конкретными клиентами, которые, как правило, уже имеют определенный пакет данных и конкретные ограничения. В здание с современными стеклянными фасадами в космическом стиле мы не сможем себе позволить, например, какую-то супер-классику.
А супер классику заказывают?
Заказывают. Определенная тенденция на рынке существует. Три слова «классический английский стиль» мы слышим как пожелание на протяжении долгого периода времени от наших заказчиков- монополистов, компаний, работающих в рамках гос.бюджета.
Какие ещё популярные интерьерные тенденции существуют на рынке?
Хорошая, популярная интерьерная тенденция нынче, - это лофт. Все, кто арендует лофт, заказывают интерьеры в стиле лофт, что интересно, красиво, романтично. Месторасположение лофтов всегда неплохое, потому что обычно речь идет о старых зданиях, расположенных весьма близко к центру.
Иногда же хороший лофт может стоить дороже, чем навороченный офис.
А что можно говорить о стиле хай-тек?
Часто хай-тек ассоциируют исключительно с материалами, такими как камень, стекло, холод и лед – это заблуждение пост перестроечного периода. Хай-тек – это подход, архитектурная философия, и, например в Европе он всегда неплохо дружил с деревом. Сегодня ярко выделяется бионическая архитектура – био-тек, объединяющая технологии и природу, в которой работают известные мастера. Многие работы Захи Хадид стали одними из ярчайших архитектурных объектов. В этом случае, форма задает специфику работы с конструкцией, стремится к чистоте и прозрачности, понятной на уровне интуиции. Мы сейчас работаем над таким проектом.
Важной особенностью в сфере услуг b2b является то, что мы не можем себе позволить ярких вольностей и смелых экспериментов везде и всюду. Проект должен работать для клиента, в его бизнес концепции. Если у него на территории должен разместиться кол-центр из 500 молодых людей, то мы не можем сделать в этой зоне белые бионические формы… Потому что 500 молодых людей будут ежедневно круглые сутки задевать, оббивать, пачкать, проливать кофе и т.д. …
Алексей, прокомментируйте свои любимые проекты.
Одним из наших клиентов была американская компания, которая размещала в России свой it-отдел. Они арендовали целое здание на Даниловской мануфактуре, и мы выполняли для них комплекс работ от дизайн-концепции до разработки рабочей документации. Утверждение проекта заняло много времени, так как демократическое построение внутренних коммуникаций обязывало дизайн-проект пропустить через весь коллектив в 100 человек. В результате получилось, что пятьдесят процентов площади составили рабочие места, а пятьдесят - зоны коммуникаций различного уровня и формата: переговорные (с камином, без камина), зоны отдыха, кофе пойнты, телефонные будки, большой конференц-зал и проч. и проч. С точки зрения офисного пространства, пропорция 50х50 является слишком гуманной. Там, где работа связана с программированием, с постоянным контактом с центральным офисом в США, где другой временной режим, нужны зоны, для того, чтобы сотрудникам было комфортно в рамках офиса, чтобы была возможность получать многие удовольствия, существующие вне работы. Поиграть на барабанах – пожалуйста! В настольный теннис – пожалуйста! Сходить в сауну, в спортзал – пожалуйста! Посидеть на мягких креслах у камина – тоже, пожалуйста! Это был один из первых наших проектов, сделанный в 2011 году.
Есть кардинально противоположный проект, выполненный для крупной российской компании. Это реконструкция старого пятиэтажного здания, бывшего проектного института, здания без всякого стиля, с навесными фасадами и кирпичными перегородками внутри. У клиента был сильно ограничен запас по электричеству. Мы пришли на поздней стадии, и поняли, что ситуация зависит от того что ему нужно 150 киловатт электричества, а у него есть всего 70! И при этих условиях клиент просто не может физически разместить в здании нормальный офис. В данной ситуации мы предложили ему нестандартное, сложное решение, которое позволяло разместить офис на то количество людей, которое он планировал. Дорогой инженерный комплекс, включающий аккумулятор холода, гораздо дороже, чем он планировал на старте, съел все деньги. На архитектурные изыски осталось гораздо меньше, чем хотелось. И дальше начался поиск, работа архитекторов. В результате пришлось делать некий псевдо лофт с минимальным количеством отделочных материалов. Ограничения иногда приходят сами собой…
Ещё примеры?
Другой пример – офис для компании «Боинг», который находится в историческом центре Москвы. Реконструкция двух этажей, один - для сотрудников, другой - для руководства выполнена в стиле классического американского офиса. Это - опенспейс, (пространство делится с помощью мебели), чистые поверхности, белые потолки, светлые стены, ковролин, четко, аккуратно, лаконично. Правильный спокойный без сюрпризов офис со светлой бежево-белой и коричневым палитрой. Всё сделано из очень хороших, дорогостоящих материалов из топовых коллекций. Когда видишь этот офис, то кажется, что всё просто. Но то количество времени, которое было потрачено, например, на согласование того или иного элемента было значительно большее, чем можно предположить.
Офис, принадлежащий компании MasterCard в бизнес –центре «Легенда Цветного», дал пофантазировать. Мы вышли за рамки формата. Клиенту нужен был эффектный офис. Он следуют правилу, что каждый, вновь открываемый, должен стремиться к тому, чтобы стать лучшим! Старается непрестанно удивлять своих коллег в других странах. Мы предложили концепцию оригами. Простую форму можно трансформировать во что-то сложное, разнообразное. Само здание криволинейное, с острыми углами, удачно подходило под эту концепцию. Углы и треугольники появлялись сами собой. Именно это мы решили трансформировать в офисное пространство, это первое. MasterCard – это компания, предлагающая пластиковые деньги взамен бумажных. Что остается делать с бумажными деньгами? Можно сделать из них оригами. Есть целое направление - оригами из денежных купюр - это второе. Мы подобрали треугольные светильники из свежей коллекции. Цвета бренда - приглушенный красно-оранжевй и желтый. Вместе с клиентом мы хотели избежать большого количества брендирования, чтобы офис не стал новогодней ёлкой. Хотели, чтобы в интерьере был домашний уют. У нас здесь много мягких фактур: шторы вместо жалюзи, хорошая ковровая плитка, тканевые обои.
А что можете рассказать о своем офисе?
У нас в компании собралось энное количество музыкантов, в том числе, действующих. Поэтому в офисе есть барабанная установка, гитары с оборудованием, там-тамы. Регулярно проходят музыкальные сейшны. В музыке придерживаются рока, классического или альтернативного. У нас в офисе в палитре преобладает оранжевый. Мы очень любим оранжевый цвет. Нам кажется, что его немного, хотя все, кто приходят, говорят, что его много и удивляются, как можно работать в таком количестве оранжевого! Но не одного сомнения, пожелания избавиться от него не поступало. Есть ещё спортивная часть с энным количеством версий Play Station, с мини гольфом, кикером. Есть большая зона, которую мы используем как переговорную, как зону собраний, как зону отдыха, это многофункциональное пространство. У нас есть ориентиры в рабочем графике, а вот дополнительное время проводят в своё удовольствие, проводя в офисе сверху, ещё пару часиков, как минимум
А как в команде распределяются обязанности? Все занимаются всем?
У нас есть четыре команды, самостоятельные боевые единицы. Есть отдельная Команда 3D, которая занимается сопровождением проектов, помогает с визуализацией. При наличии большого количества зон в проекте они нужны. Есть команда, которая специализируется на реконструкции, есть команда, которая делает только интерьеры. Но наше глубокое убеждение, что профессионал должен уметь всё, должен поработать и с рабочей документацией, и с поставщиками, и со смежниками, и с инженерами. Красивые решения должны быть подкреплены базой.