Алексей Захаров знает как промобъект и старое советское НИИ превратить в модный офис. Как работать с корпоративным заказчиком. А, главное, как сделать, чтобы авторская идея не была искажена в процессе реализации. Проектное бюро DESIGN SOLUTIONS оказывает полный комплекс услуг по проектированию объектов коммерческой недвижимости. Читайте первую часть интервью с Алексеем Захаровым, которое происходило в офисе-бутике CEOffice. Будет и вторая часть!
Алексей, ваше бюро основано в 2010 году, активно работает. Сколько у вас на сегодняшний день проектов? Сколько сотрудников?
Думаю, что проектов у нас около шестидесяти. «DESIGN SOLUTIONS» компания молодая, ей всего 4,5 года. Это наш индивидуальный проект, до DESIGN SOLUTIONS мы работали в сфере строительства порядка 10 лет, и занимались полным комплексом – от концепции, до сдачи объекта в эксплуатацию. В DESIGN SOLUTIONS мы сузили рамки ответственности до комплексного проектирования. В компании работает сейчас около тридцати человек: архитекторы, инженеры, группа технадзора.
Нашим читателям всегда интересно, как, по какому принципу выбирается название компании, что вы в данном случае имели в виду?
История выбора нашего названия была простой и практичной. Сначала у нас родилась услуга и клиент, затем определился рынок и только потом мы стали думать о названии. Название мы придумывали просто, сухо и скучно. Составили табличку, состоящую из трех столбцов: русскоязычного, англоязычного и фантазийно-абсурдного. В течение двух недель заполняли её, забивая потенциальные варианты названий, какие только приходили в голову, в эти три столбца. В результате, из всего того перечня выбрали «DESIGN SOLUTIONS». Мы хотели, чтобы название было простым и понятным как для русского, так и не для русского уха. Название «DESIGN SOLUTIONS» переводится очень просто - «Проектные решения».
Ваш вектор? Вы работаете только с корпоративным заказчиком?
Работаем только b2b (услуга для компаний, не для индивидуальных клиентов), услуги b2c (для физических лиц) нет вообще. У нас нет ни одного загородного дома, ни одной квартиры. Мы поставили блок на эту тему.
Как строится ваша работа?
Есть работа, внутри компании, а есть работа для клиента. Для клиента наша работа начинается на этапе знакомства. Он приходит, обозначает свою задачу, обозначает проблему, имеющиеся данные, обозначает, что у него есть и чего он хочет. Мы со своей стороны, на первой встрече пытаемся определить, как удовлетворить все пожелания клиента, что для этого нужно сделать, в каком формате, пытаемся сделать процесс оптимальным. Как правило, мы общаемся с клиентом до начала тендера и стараемся его сориентировать в специфике проектных процессов. Мы разговариваем с клиентом не только о проектировании, о нашей деятельности, но и о том, как проектирование влияет на объект в целом, какие риски у клиентов в конкретных условиях возникнут, в связи с тем или иным решением. То есть, общаемся с клиентом по всему проекту, целиком. Проектирование, с точки зрения бюджета и времени – это только верхушка айсберга. Но объем и значимость решений, которые принимаются на этапе проектирования, влияют на сто процентов проекта. То есть, они влияют на весь бюджет, на сроки, влияют на эксплуатацию, на качество, на дальнейшую работу клиента.
Есть заказчики, с которыми знакомство начинается еще до момента выбора клиентом своего объекта. У нас был клиент - энергетическая компания, (один из первых наших проектов), для которой мы готовили централизованный переезд в один офис. На момент нашего знакомства они еще не выбрали офисную площадку. Им нужна была консультация по нескольким площадкам. И мы оказывали эту консультационную услугу. Она была в рамках нашего предтендерного общения и интервью, хотя мы не подписывали на нее не контракт, не выставляли каких-либо условий. Это был один из первых наших клиентов, и мы определили для себя и рынок, и наш подход к работе.
Когда происходит реализация проекта, как часто искажается, что называется, архитектурная мысль?
В России, в корпоративном секторе, (в частном в меньшей степени), зачастую разработки, даже согласованные с клиентом, подвергаются достаточно сильным изменениям и корректировкам. Это связано, как всегда, с бюджетом, со сроками реализации, с появившимися новыми идеями у заказчика, а также с имеющимся стремлением любого подрядчика, предложить какие-то оптимизации в своих понятных коммерческих целях. Заказчик может защищать свои решения, прибегнув к авторскому надзору. Архитектор может поработать и со строителем, если тот предлагает что-то дельное. Безусловно, есть проекты, на которых у проектировщиков шансов спасти или защитить концепцию, остается очень мало.
А что происходит в Европе?
Везде по-разному. Европейцам я завидую белой завистью, потому что им доступны новые технологии, материалы, интересные разработки, которые к нам трудно доходят, пройдя через все преграды, государственные, таможенные наценки, накрутки, запреты, нормативы и проч. и проч. Простое, понятное и доступное там, становится сложным, непонятным и дорогостоящим здесь и переходит в другой разряд. Потому у нас в офисной недвижимости было сплошное засилье стандартов.
А кому можно позавидовать с точки зрения архитектуры? Я бы, наверное, позавидовал архитекторам прошлого, но не с точки зрения жизни или судьбы, а с точки зрения роли и организации процесса. Вот Монферрану, например, я сам из Петербурга и недавно в очередной раз посещал Исаакиевский Собор. В прошлом архитектор всегда был человеком номер один на стройплощадке, в проекте. Он формировал облик, формировал задание, руководил строительством.
Сейчас таких архитекторов можно по пальцам пересчитать. Это мировая десятка, две, куда, например, входит Заха Хадид. Существует такой уровень архитекторов, когда без них проект не построить, не довести до идеи, до того уровня детализации концепции, которую они закладывают. Без них это физически не сделать.
А в целом, проект – это группа людей: заказчик, строитель, консультанты, которые вносят свою лепту. В той или иной мере в этой компании может занимать свое место архитектор, проектировщик. Но все-таки, главным в проекте сейчас является тот, кто управляет и контролирует бюджет.
Алексей, что можете говорить о стиле?
Боюсь, мы еще слишком молоды, чтобы говорить о собственном, узнаваемом стиле. Наш сектор работы – корпоративные клиенты, коммерческие объекты недвижимости. Здесь, как правило, заказчик задает направление. Есть заказчики, но они редки, которые отдают определение и выбор стиля команде проекта. Более того, многие клиенты имеют свои сильные бренд-буки, которые включают и интерьеры. Иногда клиент приходит с фактически готовым стилем, готовым внешним обликом своего будущего офиса, магазина, банка. А дальше проект нужно адаптировать к особенностям объекта, района, региона.
Алексей, насколько вы готовы идти на компромиссы?
Здесь надо быть честным. Мы все-таки, работаем на рынке коммерческих услуг, не вольные художники. Мы не творим, чтобы потом продавать, а работаем по техническому заданию, и за эти услуги нам платят. По большому счету клиенты ожидают от нас того, что мы будем их слушать и их слышать. Когда клиент готов к каким-то экспериментам, мы, безусловно, радуемся. Архитекторы всегда ждут таких ярких заказов, клиентов, которые позволят им пофантазировать, поработать с деталями, не подвластными техническому заданию.