Архитектура должна быть инновационной, но всегда соразмерной человеку. Ориентация на человека делает архитектуру и дизайн гуманными. Так считает учредитель и главный архитектор бюро UNK project Юлий Борисов.
Ле Корбюзье в свое время сформулировал пять принципов современной архитектуры. Есть ли такие принципы в UNK project?
Пяти принципов у нас, наверное, нет, но главный принцип — ориентация на человека. У нас нет задачи создать архитектурный шедевр, который поразит коллег или общественность. Для нас важно, чтобы человек в наших интерьерах чувствовал себя максимально комфортно, чтобы наши интерьеры стимулировали его творческий потенциал.
Второе, архитектура обязательно должна быть инновационна, но не в плане применения каких-то оригинальных материалов, а в плане идей. Мы хотим, чтобы от нашей архитектуры люди получали эмоциональное удовлетворение.
Вы могли бы как-то определить свой стиль или подход, который отличает бюро UNK project от всех других?
У нас есть не стиль, а лицо. Стиль — это внешние атрибуты какого-то объекта или продукта, Для нас стиль не очень важен, потому что мы делали проекты и классические, и минималистические. Лично я, предпочитаю минимализм. Стиль является лишь методом, приемом, палитрой, с которой мы работаем и не решает поставленной задачи. Лицо же — это проектные решения, наш ответ на задачу.
Мы хотим, чтобы наши проектные решения всегда были понятными, удобными, качественными. Если что-то можно из них убрать, мы всегда уберем. Если можно сделать еще проще, мы сделаем еще проще. Если можно сделать еще лучше, мы постараемся сделать еще лучше. Это наша главная концепция.
В основном вы работаете с корпоративными клиентами, в чем отличие от работы с индивидуальным заказчиком?
Во-первых, надо разобраться, кто заказчик. Наш, так называемый заказчик, он все-таки инвестор, а финальным заказчиком являюся посетители ресторана или офисный народ. Мы стараемся брать объекты, которые созвучны нам: офисные здания, в которых мы бы хотели работать, рестораны, в которые хотели бы ходить. Чтобы разобраться в потребностях именно этих финальных заказчиков, нам достаточно просто поставить себя на их место.
Вы учились в Москве, в Германии, работали в России, за границей. В чем особенности российского архитектурного образования? В чем его сильные стороны?
Я благодарен всем своим учителям и здесь, и там. В МАрхИ — очень хорошее классическое образование. Первые базовые курсы — замечательные, но когда дело доходит до практики на старших курсах, то тут очень важна личность преподавателя. В Германии же все стандартизировано, разумеется, выходят стандартные архитекторы, что является одновременно и плюсом, и минусом.
Основная проблема русского образования в том, что оно не дифференцировано. Вроде как выпускают архитекторов-креативщиков, но им не хватает логического мышления. Концептуальный архитектор сначала обязательно должен для себя разобраться, что он собирается сделать, а у нас почему-то сразу хватаются за карандаш.
Вторая проблема состоит в том, что у нас не выпускают так называемых архитекторов-техников. На Западе архитекторы прекрасно умеют разрабатывать детали. Я бы хотел, чтобы те ВУЗы, которые у нас готовят архитекторов, четко дифференцировали их на категории: архитекторы-концептуалисты, архитекторы-практики. Когда все это смешивается, получается некий усредненный специалист, которого надо доучивать уже на производстве, что, собственно, и происходит.
Что для вас архитектура?
Архитектура — это наука по организации пространства и жизни. В городе градостроители регулируют перемещение людей.. В своих интерьерах мы моделируем, как и с какой производительностью люди работают. В офисах и ресторанах мы задаем атмосферу. Для архитектора камень, кирпич, штукатурка — это только палитра, при помощи которой реализуется та или иная задача.