Продолжаем серию интервью с VIP дизайнерами. Ответить на наши вопросы любезно согласилась Тина Камчатнова, что большая удача! Она занимается дизайном интерьеров более 15 лет. В ее портфолио — проекты в России, Германии, Греции. В 2009 году она создала бренд Liberty Design. В 2011 году запустила серийное производство мебели. Фабрика Liberty Design находится в Лефортово, на территории завода «Красный резчик». На производстве работает около 60 человек!
Тина, расскажите о своей мастерской.
У нас архитектурная мастерская. В основном мы занимаемся интерьерами. Мастерская большая, проекты делаем с нуля. То есть, сначала сочиняем историю, потом начинаем рабочий проект, авторский надзор. Сами строим, комплектуем, у нас существует полный замкнутый цикл, мы ни от кого не зависим. У нас своя каталожная база. В мастерской имеется огромное количество материалов: ткани, паркет, камни, плитка.
Мы сами шьем. В нашей мастерской есть профессионал, который ведет это направление. Конечно, для того, чтобы все придумывать, нужно быть в теме: какие ткани, принты, фактуры сейчас актуальны? Когда, например, приезжает клиент, мы, помимо картинки, можем показать ему живые материалы: обивки, кусочки паркета, мрамора... И это очень важно, что сочетание цветов, фактур и материалов можно видеть не только на фотографиях, но и вживую.
Тина, с чем работать сложнее, с каким объемом? Что для вас предпочтительнее?
Предпочтений у меня нет. Иногда заказывают маленькие объекты, которые не требует слишком много времени для их реализации. Иногда - большие. Над ними работаем долго, бывает что и до двух лет работаем. Но все наши объекты всегда оказываются сложными, даже небольшие по площади, потому что все они очень рукотворные.
Часто начинаешь делать, что-то на первый взгляд, совсем неинтересное, а потом оказывается, что неинтересное превратилось в очень даже интересное! Жизнь наша непредсказуема и разнообразна. Именно на маленьких объектах прорабатываются любопытнейшие решения, используются новейшие технологии. Потому что маленькие объекты ставят сложные задачи. Потому что надо разместить много в малом пространстве. У больших пространств тоже существуют свои задачи. Когда есть слишком много места, то надо хорошо подумать, чем его занять. Решения приходят сами. Все интересно. Дизайн должен быть разным. Невозможно же каждый день ходить только в черном, есть одинаковую еду и отдыхать в одном и том же месте. Хочется цвета. Хочется вкуса. Хочется ездить в разные страны.
Тина, расскажите, пожалуйста, о своих последних проектах.
Их много. Они все интересные и каждый по-своему любопытен. Большинство проектов находится в рабочем состоянии. Реально интересный проект, которым мы сейчас заняты – частное СПА. Встроенный в гору пятиуровневый комплекс надо было органично вписать в существующий ландшафт. Фактуры там оказались невероятно интересные, сочетания цветов – фантастические. Палитра не типична для Москвы, потому что там много моря, много солнца, прозрачный воздух. Проект находится не в России. Другая страна – это всегда другая эстетика, другой свет за окном, другая гармония. В Москве же мы сейчас делаем один маленький лофт, что оказалось очень увлекательным делом. Во всем мире лофт подразумевает наличие больших площадей. Здесь же имеется небольшой объем, хотя лофт спроектирован двухэтажным. Как сделать красивый лофт, всего в 75 кв. метров? Это интрига! Сейчас занимаемся ещё одним общественным интерьером, но пока не могу разглашать подробности.
Что можете сказать о вашем фирменном стиле?
Хочу сказать, что четко сформированный стиль есть только у французских декораторов, у Жан-Луи Денио, например. Возможно, надо сделать несколько похожих интерьеров, которые прошли бы по всем журналам, по всем каналам, чтобы тебя стали узнавать. В России же вы не можете сделать стиль, который сделали «Иван Иванычу». Повторить уже сделанное в России нельзя. Даже не знаю почему, возможно из-за четко выраженной индивидуальности каждого заказчика. Всегда приходится учитывать, для кого ты делаешь интерьер, что превращает процесс в настоящее приключение. Стиль и процесс всегда завязаны на личности клиента. Каждый проект я начинаю с нуля и практически не использую свои наработки, каждый раз все придумывая заново. Это и есть моя реальность. Возможно, другие люди живут с другой реальностью. Однако, когда постоянно ищешь что-то новое, когда придумываешь, глаз что называется, не успевает замылиться.
Но что-то же себе вы не позволяете?
Да, конечно. Часто заказчик приносит абсолютно нелепые проекты. Первая нелепость, которая приходит в голову - попытка в новом интерьере повторить старую флорентийскую мозаику руками простых китайских рабочих, вырезать рисунок на мраморе лазером. Результат всегда ужасен! Потому что на генном уровне записано, что флорентийская мозаика, резанная вручную, никогда не может быть такой ровной и тонкой, какой получается, благодаря лазеру. Вы не увидите абсолютно безошибочных завитков у старых мастеров. Просто есть допустимая толщина и кривизна, которую делает человеческая рука, чтобы не расколоть камень. Лазерный рисунок тоньше и точнее, сделанного вручную, и производителям кажется, что у них получается жуткая, небывалая красота. Такие аляповатые ковры не украшают, а наоборот, уродуют пространство, обесценивают саму идею флорентийской мозаики. В рисунке с его неровностями, должна чувствоваться рука мастера. Этим занимались художники, гении, люди с невероятным эстетическим вкусом. Сейчас же любой китайский рабочий без всякого художественного чутья встает к лазеру и смело режет. Лазер, такое прекрасное достижение, играет в данном случае, роковую роль. Это мое личное мнение. Пример я привела очень простой, но, увы, распространенный в современном дизайне.
Тина, как пришли к тому, что надо делать предметы по собственным эскизам?
Все происходило последовательно, началось с двух линий авторской мебели, «Эко» и «Осень и зима», посвященной Коко Шанель. К идее предметного дизайна привел меня мой давний интерес к той связи, которая всегда существовала между модой и дизайном.
Невообразимое впечатление произвели на меня интерьеры, которые делала сама Коко Шанель безо всяких декораторов и дизайнеров, например, интерьер её квартиры. Мне интересно было видеть, как человек, занимающийся модным бизнесом, освоил интерьерное пространство: какие предметы она предпочла, что собирала… Шанель в этом смысле стала для меня отправной точкой. В ее личном интерьере оказались невероятные сочетания совершенно разных эпох, верований, цветовых настроений, фактур, и все соединилось очень органично. Когда попадаешь в пространство Коко Шанель, четко понимаешь, что оно принадлежит именно Коко Шанель.Там каждая вещь имеет отпечаток ее личности: лягушка, шар, сноп колосьев, библиотека, которую она сделала совершенно гениально, поместив за диван. То есть, лежа на диване, не вставая с него, можно просто снять книгу с полки! Она нашла на блошином рынке барочные столы с мраморными столешницами, (это был 1934 год), мрамор выкинула, заменив его черными лаковыми поверхностями. По тем временам получилось очень смелое, необычное решение. Коко Шанель всегда ломала каноны, не боялась экспериментировать. Её предметное видение всегда было авангардным.
В какой-то момент, благодаря Коко, начали рождаться первые интерьерные вещи, которыми я продолжила мой внутренний разговор с ней. Такой пример - квартира в Риме для очень близкой подруги, которая очень любит цветы, камелии и розы. Для ее интерьера я сделала мебель с изображением этих цветов, придумала столики-камелии, бра-камелии, использовала их в рисунке паркета. Позже эти объекты мы запустили в производство. Когда же мне попалась книга о Брижит Бардо, то появился первый столик в стиле 60-х годов прошлого века, который тоже запустили в производство.
Почему ваши интерьеры получаются всегда индивидуальными, неповторимыми?
Потому, что мы стараемся максимальное количество вещей делать по собственным эскизам. На всех предметах мы ставим наше клеймо. Они с годами не падают в цене, потому что существуют в единичном экземпляре. Стол, снятый с конвейра, купленный за 5 тысяч евро, через 5 лет будет стоить всего 300 евро и не станет с годами дороже, потому что он серийный. Наши же вещи, сделанные для конкретных семей, домов, имеют свою историю и с годами только увеличиваются в цене, хотя, изначально они были не намного дороже, чем конвеерные вещи. Мы так долго покупали итальянское и французское, нас приучали к этому, что в какой-то момент стало в принципе, нецелесообразно думать над тем, чтобы сделать что-то самим. Сейчас же наступило правильное время!
С кем работаете, кто ваши мастера?
У меня большая команда, но все проекты сочиняю я, это моя задача. Я выстраивала всю структуру фабрики под себя. Конечно, без своих сотрудников, мастеров я ничего бы не смогла сделать. Команда создавалась долго. Все оказалось не так просто. Мы все время экспериментируем. Недавно придумали способ под прессом натянуть замшу на резной столик, который имеет форму камелии. Или, например, выложили столешницы рабочих столов паркетной доской, залив прозрачным покрытием для наливных полов.
Мир же по прежнему рождает талантливых людей. Особая каста – это краснодеревщики. Они - настоящие художники, люди иной внутренней организации, культуры, чувствующие дерево. Из-под их рук выходят абсолютно живые вещи. И я безумно счастлива, когда обнаружила, что таких людей, таких мастеров есть ещё очень много.
Тина, ваше отношение к конкурсам?
Я не очень хорошо отношусь к конкурсам. Не совсем понимаю смысл этого мероприятия. Тем более, что я несколько раз участвовала в довольно серьезных тендерах. Однажды, когда мы заняли второе место, и у нас взяли проект, сказав спасибо, его просто присоединили к проекту, занявшему первое место. И я закрыла все истории с конкурсами. У меня есть чем заниматься, на конкурсы времени не остаётся.