Мы встретились с Первым заместителем коллегии экспертов по авторским правам Сергеем Николаевичем Степановым и узнали о новом инструментарии борьбы с плагиатом и воровством в архитектуре и дизайне интерьера.
Почему возникла потребность создать Коллегию судебных экспертов по вопросам защиты авторских прав? Какой статус имеет организация?
Когда-то вся архитектурная деятельность регламентировалась комиссиями, в компетенции которых входили решение насущных проблем, организация конференций, круглых столов и выставок.
В 2008 году эти комиссии были реорганизованы в профессиональные советы: совет по архитектуре, совет по территориальному планированию и градостроительству, совет по ландшафтной архитектуре, совет по сохранению архитектурного наследия, совет по устойчивой архитектуре.
Поскольку вопросы по защите авторских прав были актуальны и непросты у Андрея Владимировича Бокова возникла идея создать межструктурную организацию внутри САР, куда бы входили эксперты из каждого совета. Таким образом, сформировалась Коллегия экспертов по авторским правам, которая имеет статус межструктурного подразделения САР.
Кто может стать экспертом этой коллегии?
В САР зарегистрировано более 12 тысяч архитекторов, в профессиональном сообществе есть большое количество людей, которые могут иметь квалификацию экспертов. Однако есть тонкости.
Во-первых, соискатель должен уметь обосновывать свою позицию и отставить её в конфликте. Любое разбирательство — зона жесточайшего конфликта. Далеко не каждый к этому готов!
Во-вторых, уметь свою позицию излагать и отстаивать в процессуальных судебных рамках. В суде достаточно жесткие условия — необходимо учитывать: во-первых, допустимость материалов, сведений и документов, относимость их к делу,
В- третьих, законодательные ограничения. Судебный эксперт, например, не может сам определять, какой документ он может использовать, а какой — нет. Это ему должен указать суд. Относимость документов к делу — вопрос не технической экспертизы, а правовой, значит касающийся компетенции суда. Суд определяет, какой документ допустим и относится к данному спору по авторским правам.
Экспертом может стать человек, который обладает профессиональными знаниями, высокой квалификацией, умением работать в зоне конфликта и отличается знанием процессуальных особенностей. Однако любого человека, имеющего колоссальный архитектурный опыт, готового излагать свою позицию в зоне конфликта, все равно необходимо обучать.
Где проводилось обучение и сертификация соискателей?
Когда было принято решение о создании Коллегии судебных экспертов по защите авторских прав встал вопрос: «Где можно получить квалилификацию судебного эксперта?» Оказалось, в стране есть около 10 организаций коммерческого и некоммерческого толка, которые дают такую квалификации.
Мы выбрали Министерство юстиции РФ. При этом учреждении есть сертификационный центр, который очень качественно готовит соискателей, экзаменует и по итогам выдает сертификаты по специальности 16.1 ( «исследование строительных объектов и функционально связанных территорий с целью оценки объектов недвижимости, их ремонта, распоряжения и пр.»).
Как выбирались соискатели в Коллегию? Кроме указанных качеств: большой профессиональный опыт, психологическая устойчивость к стрессам и хорошие коммуникативные навыки, какие еще выдвигались требования к соискателям?
По правилам сертификации каждый соискатель должен был представить 5 своих работ, который он делал в области судебной экспертизы. В Министерстве юстиции внимательнейшим образом рассмотрели все эти работы, чтобы убедится, что все кандидатуры квалифицированные специалисты в своем деле, понимают предмет и уже имеют опыт экспертизы.
Надо сказать, что САР очень тщательно отбирал претендентов. Все кандидатуры, как из столичного отделения, так и региональных (Ростов-на-Дону, Тюмень, Новороссийск, Санкт-Петербург), имели рекомендации, поэтому у Министерства Юстиции не было никаких возражений. Когда претенденты были одобрены, началась полугодовая юридическая подготовка к сертификации: читались лекции, проводились семинары, выполнялись домашние задания.
Каждый получил книгу А.Ю.Бутырина, Ю.К. Орлова «Строительно-технологическая экспертиза в современном судопроизводстве, в которой определены специфика, методы и принципы процессуальной работы. Хотел особенно подчеркнуть, что когда мы говорим о работе, не связанной процессуальными рамками, методики оценки авторства могут быть любыми. Но, когда речь идет о судебной экспертизе, методики должны быть апробированы, ничего своего и лишнего добавить нельзя, потому что это приведет к возражению и в итоге, к поражению в суде. Поэтому вопрос методики был очень важен.
Обучение было дистанционным или очным?
Обучение было смешанным. Проводились лекции, и семинары в режиме реального времени в Москве. Домашние задания, которые надо сказать были времяёмкими и трудозатратными, выполнялись дистанционно. Все претенденты прошли сертификацию и сдали экзамен успешно.
Что должен архитектор представить, чтобы получить свидетельство? Какие документы?
Архитектор должен написать заявление по образцу, предоставить всю проектную документацию. Проект рассматривается по разным критериям: оригинальность, уникальность, новизна и т. д. После этого автор получает свидетельство.
Вопрос новизны в архитектуре и дизайне проблемный. Как определяется новизна?
Это критерий важный, согласен. Но это отдельная большая тема, предлагаю поговорить об это в следующий раз. Сейчас мы акцентируем вопрос, как защитить свои права до возникновения неприятной ситуации и что надо сделать в такой ситуации.
Что надо сделать в первую очередь, если авторские права нарушены и на лицо факт заимствований, цитирования, плагиат, воровство или оказался уже в зоне конфликта и судебного разбирательства?
Обратиться в коллегию. Любым удобным способом, отправив электронное, бумажное или факсимильное письмо с кратким описанием сути вопроса. Сделать это лучше на имя председателя Гильдии судебных экспертов Сергея Викторовича Гнедовского,, президента нашего Союза и обращаться следует напрямую к нему.
В течение, какого времени комиссия рассматривает эти документы?
Достаточно двух — трех дней, максимум пять. Время определяется объемом исследования, которое надо совершить.
Что должно быть в письме-обращении?
Краткое описание проблемы, которое позволяет составить общее представление о сути конфликта. После этого случай обсуждается внутри коллегии и выносится решение, сколько экспертов и какой направленности должны участвовать в решении проблемы.
Коллегия защищает только членов Союза Архитекторов России? Архитекторы — нерезиденты РФ, например, архитекторы из стран СНГ или ближайшего зарубежья могут воспользоваться услугами Коллегии экспертов?
К нам может обратиться не только российский архитектор, но и зарубежный. Не только дизайнер, но и заказчик. Не только компания, но и орган исполнительной власти. Мы открыты для всех тех, кто находится в профессиональном поле архитектурной деятельности, кто творит на территории РФ.
Как бороться с базовым недоверием к законам, который свойственен для российского менталитета? Многие думают, какой толк обращаться в суд и доказывать свои права? Что с этим делать?
Да, такая позиция имеет место быть. Этот позиция «на понижение», «меня обидели, и я уйду». Такая точка зрения — неконструктивная. По факту, в архитектурно-дизайнерской практике в 8 случаях из 10 возникает конфликт разной степени остроты между разными участниками процесса: между инвестором, заказчиком, техническим заказчиком, проектировщиком, генеральным подрядчиком, субподрядчиком, уполномоченным государственным органом и различными привлеченными контролирующими организациями.
Наиболее характерные проблемы:
1. Заказчик предлагает или заставляет делать работу сверх того объема, который прописан в контракте («сделай мне еще один вариант», «перепроектируй») без дополнительной оплаты, т.е. не меняя объем финансирования изменяется объем работы.
2.Заказчик пытается урезать финансирование .
3. Увы, российская специфика — наличие утверждаемой и неутверждаемой, рабочей части проекта. Расхождение между рабочей и утверждаемой частью документации проблема и беда нашей архитектурной практики. Ситуация, когда рабочая часть проекта начинает противоречить утверждаемой части, при том что подписан договор на ведение авторского надзора, -такая ситуация нередка. И у архитектора стоит дилемма: или остановить стройку или продолжить. Это вызывает неудовольствие или архитектора, или заказчика. И в этой ситуации Коллегия экспертов по защите авторских прав может помочь!
Сколько стоят услуги судебных экспертов? Как она осуществляется?
Любой судебный процесс имеет свои издержки. Тарифная сетка зависит от задач, объема и состава экспертных работ. На какую-то работу нужна пара дней и цена невысокая, на какую-то — пара месяцев, и в этом случае стоимость значительная.
По форме оплаты на депозит суда вносятся деньги, после завершения работы эксперта судья выносит отдельное решение о перечисление денег с депозита суда эксперту по акту осуществленных работ. Если это внесудебная экспертиза — то практика в рамках, установленных договором об оказании услуг. Размер гонорара зависит от объема работ по экспертизе.
Сухой остаток: идея создания Коллегии судебных экспертов в том, чтобы архитектор, дизайнер, строитель как участник процесса имел свой инструментарий и потенциал в отстаивании и защите своих авторских прав. И этот инструментарий мы развиваем и совершенствуем!