Продолжаем наши интервью с VIP дизайнерами. Во втором, заключительном, Вероника Блумгрен, выпускница художественного колледжа Стокгольма и Датской академии дизайна, соучредитель и ведущий преподаватель школы «Детали», говорит о своих проектах. А еще о красоте, женщинах и бриллиантах. Обладательница почетной премии World Luxury Spa Awards и значка с рекомендацией от Condé Nast Johansens с 2008 года живет и строит на Бали. Ею реализовано бесчисленное множество волшебных проектов: квартиры, загородные дома, гостиницы, офисы, рестораны, виллы, корабли.
Вероника, в прошлом интервью мы говорили о кораблях, необитаемых островах, чакре и изумительной балийской палитре. А что можно сказать о материалах, из которых строят на Бали?
Я, лично, использую только местные и только натуральные. Там много песчаников и сланцев, которых у нас нет. В основном все они - бело-желтых оттенков. Самое популярное дерево - красноватый банкирай. Он похож на пальму, только немного тверже. Люблю стекло. Крышу же здесь традиционно кроют черепицей или соломой. Конечно, самые красивые крыши сделаны из соломы. К тому же, они дешевы и легки в выполнении. Но у них есть одно «но». Соломенные крыши надо менять каждые пять-шесть лет, они быстро ветшают, в них заводятся гнезда, мыши…
Конечно, исключительно интересный материал, с которым я последнее время работаю очень плотно и буду продолжать работать, это бамбук. Он дает невероятную свободу действий и архитектурных решений! Он красив, изначально золотого цвета, его можно красить, он весь - в геометрических зацепках, длинны - сколько хочешь, много вариаций. Прочности у него хватает на сто лет. Одним словом, бамбук – это очень круто! Можно делать из него все, что хочешь, и стены, и потолок, и пол, и мебель. Строительные леса, например, в Бали делают исключительно из бамбука.
А мебель делаете?
Делаем. Сейчас, наконец-то, будет собрана моя мебельная коллекция, которая случилась не потому, что я хотела делать мебельную коллекцию, хотя такая мысль была. Просто во всех проектах, которые я там делала, мне не хватало чего-то современного, каких-то чистых линий, глянцевых поверхностей… Все остальное там есть. Нет смысла, например, делать на заказ в Бали резной деревянный шкаф, потому что там такого добра сколько хочешь стоит на каждой обочине. И чтобы разбавлять эту этническую «грубость», мне нужно было придумывать, рисовать, заказывать предметы из нержавейки и прочих глянцевых материалов. Таким образом, коллекция, как бы органически, как бы сама по себе выросла. И так как сейчас она пользуется серьезным спросом, нужно, наконец-то собрать ее в единый красивый и законченный образ. Этим я и займусь в ближайшее время.
Стиль?
Если честно, не знаю, как это определить свой стиль словами. Тот стиль, в котором я работала в России, можно назвать современной классикой. Классика была очень понятная всем и всеми любимая, ну и мной тоже. А сейчас я хочу уйти в эксперименты. В эксперименты на тему эмоциональной реакции на пространство. Я хочу заставить людей чувствовать нечто другое, что они чувствовали раньше, поэтому, например, строю корабли. В них настолько много любви, там такие правильные материалы, цвета, фактуры, текстуры, что на этом корабле ты не просто плывешь, проводишь время, ты реально живешь в другом мире. И что-то от этого меняется, люди плачут от счастья! Я, конечно, никого не хочу заставлять плакать, я просто хочу создавать параллельные мири.
А что можно рассказать об отелях?
Я сделала один, все остальные были виллы, которые сдаются как отели. Все проекты разные. Строя на океане, ты пытаешься сделать так, чтобы океан успокаивал, чтобы дом был наполнен светом и воздухом. Строя в джунглях, ты пытаешься наполнить дом звуками, запахами, ощущениями приключений.
Один из последних проектов, который я недавно закончила, находится в джунглях. Дом стоит на склоне над горной рекой с гигантской стеной зелени напротив. Кругом - огромные деревья и невероятные виды. Дом спускается к реке террасами, повторяя ландшафт. Когда ты начинаешь путешествие по дому, то не знаешь, чем оно закончится. Одна спальня похожа на птичью клетку, у другой спальни - абсолютно черная ванна… Получается настоящее приключение, когда ты разведываешь весь этот путь, когда встречаются неожиданности. На восьмой террасе ты вдруг видишь двадцатиметровый бассейн с мозаикой из камня внутри. Спускаешься еще ниже, там - место с костром. Потом еще ниже, и, наконец, упираешься в стену джунглей…
Я делаю все полностью сама, и ландшафтом, в том числе, занимаюсь сама. Конечно, привлекаю местных инженеров, конструкторов. Там есть замечательные специалисты.
Какова же традиционная архитектура Бали?
Любой балийский дом состоит из нескольких строений. У него имеется абсолютно четкая схема, точные пропорции. Все очень зарегулировано: что должно быть в правом углу, что в левом. Дома построены с большим количеством декоративных элементов, всевозможной резьбы, коньков крыш, и не только. В балийской архитектуре очень много интересного. Кстати, индонезийцы, попадающие в мои гостиницы, часто говорят, что мои дома им напоминают что-то родное, например, резиденцию дедушки. На мой же взгляд, дедушкина резиденция и моя вилла мало схожи. Но и Европу в Азию я не собираюсь тащить. Я просто пытаюсь изложить в интерьерах, в архитектуре свою любовь к Азии, любовь человека, который в этой Азии не родился, но который ее очень любит. Но сами индонезийцы видят в моих домах что-то свое и родное, что для меня исключительно приятно.
Архитектор, дизайнер, декоратор, чего больше в ощущениях?
Я бы, все-таки, оставила слово дизайнер. Потому что все, что вокруг нас – это дизайн. На самом деле мир занят исключительно созданием красоты, то есть, улучшением дизайна. Мы занимаемся усовершенствованием нашей жизни. Я имею в виду, вообще, людей, а не именно дизайнеров.
Про красоту…
Я много думала по поводу красоты. Мне всегда нужна система. Я должна понимать, почему вещи устроены так, а не этак. Я для себя все систематизирую.
Как красиво выстроены галактики, атомы, молекулы! Как хорошо создан наш мир, тело человека! Как великолепны энергии, вибрации, музыка, математика!
Как только красота рушится, приходит смерть, которая тоже прекрасна, но в ином смысле. По большому счету, идея того, что красота спасает мир, не совсем правильная идея. Красота же мир и создала. Красота же его и спасет.
В нашем мире существует два самых драгоценных материала, золото и бриллианты, ради которых происходят и происходили бесконечные войны, из-за которых пролилось столько крови. Но золото и бриллианты используются, прежде всего, для украшения женщин. И весь наш мир, вся финансовая система, все, что есть в нем драгоценного, и как мы думаем, стоящего денег, стоящего того, чтобы убить, смести целые цивилизации с лица земли, все делается ради того, чтобы украсить женщину. И мне кажется, что это так круто! Мы все-таки прекрасные люди, хотя сами этого не понимаем, очень мы интересные существа!