О тайнах стиля минимализм, особенностях белого цвета и интерьерах, существующих вне времени, рассказывает руководитель архитектурного бюро Александра Фёдорова.
Какая модель работы с заказчиком для вас оптимальна?
Хороша должная мера во всем. Мы не диктаторы, но и не хамелеоны. У нас есть определенный стиль, в котором работаем, современный, минималистичный. Он может быть мягче, жестче, но в целом, мы придерживаемся именно такой манеры. Мы стараемся держать в строгости свой стиль. К нам приходят заказчики, которые понимают, какого рода архитектуру и дизайн предлагает наше бюро, это предложение соответствует их мироощущению, их пониманию комфорта. Объясняем, что хорошо, а что плохо на конкретных примерах, объектах. В процессе этих переговоров, иногда дебатов и дискуссий, наши клиенты растут. Мы растем вместе с ними.
Как сделать процесс коммуникации между архитектором и заказчиком максимально продуктивным?
Если с заказчиком сотрудничаешь не первый год и делаешь не первый проект, то можно позволить такому клиенту почудить. Если видим друг друга впервые, то придерживаемся четких и строгих алгоритмов, разработанных на основе юридических договоров.
Да, у нас жесткая политика. Каждый должен исполнять свою часть договора в указанные сроки и в полном объеме. Как правило, сложности возникают тогда, когда человек хочет качественный дизайн за небольшую сумму или с максимальной скидкой. Это невозможные условия: Дешево и качественно, красиво и молниеносно - условия невозможные.
Бывают конфликтные ситуации в процессе работы?
Бывают, это нормальный процесс. Архитектор должен быть психологом и чувствовать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Кроме того, количество таких ситуаций можно минимизировать, если давать всю дополнительную информацию о проекте, рассказывать о выбранном стиле, показывать книги, журналы. Иногда бывает, что заказчики сами записываются на курсы по дизайну, чтобы лучше понимать и разбираться в современном искусстве, дизайне, архитектуре.
Есть ли у вас образ идеального заказчика?
Идеальный заказчик, это прежде всего, единомышленник, человек с хорошим развитым вкусом, врожденным или приобретенным. Совершенно не важно чем он занимается и какое имеет образование. Случается, что человек далекий от искусства прекрасно чувствует композицию, палитру, гармонию, стиль, а бывает — наоборот.
Насколько для вас интересна работа с корпоративным заказчиком?
Мне нравится правильное замечание Тотана Кузембаеа, что «маленькие архитекторы делают большие проекты, а большие проекты делают маленькие архитекторы». Наше бюро занимается как частной архитектурой, так и общественной. Сложность в работе с корпоративным заказчиком проявляется в многоэтапной процедуре согласования работы. Часто процессы эти затягиваются из-за того, что нет возможности общаться с лицами, действительно принимающими решения. Отсюда появляется много ложных ожиданий с обеих сторон.
Ваши профессиональные ориентиры?
В то время, когда я училась, не было такого активного интернет-пользования. Кумиры были у всех одни: Фрэнк Гери, Заха Хадид, Норман Фостер. Когда началась архитеткурная практика, стало ясно, что кумиры — это хорошо, но надо искать свой стиль, свою творческую манеру. Сейчас мне близок Антонио Читтерио.
Как бы вы охарактеризовали свой стиль?
Условно мы его называем эко-минимализм. К дизайну интерьера мы относимся как к архитектуре. Мы говорим заказчику, что и без декора у вас должна быть и будет законченная композиция дома, квартиры, офиса. Вы можете повесить картину, поставить другой диван, но это не изменит основ интерьера, его оболочки.
Мы, прежде всего, проектируем объем, общую целостную композицию. Интерьер - это трехмерная конструкция, оболочка, в которой пространства взаимосвязаны, функциональные зоны объединены.
Вы любите говорить. что лучшие интерьеры - интерьеры вне времени. Что вы вкладываете в это определение?
Для меня, как для архитектора, неприятно было бы, если наши интерьеры оценивали так: «Этот интерьер делали в начале
Если говорить о составляющей вашего стиля, то можно смело заметить, что вы используете в дизайне интерьера белый цвет по максимуму. Почему он выбран в качестве доминанты?
Опубликованные интерьеры действительно выглядят белыми. Однако все не так просто. Это издержки фотографии и цветокоррекции.. Стопроцентный белый мы используем только для покраски потолка. Остальные поверхности имеют другой, близкий к идеально белому оттенок: теплый белый, молочно-белый, серовато-белый.
Использовать чистый белый в интерьере на больших поверхностях — неправильно, интерьер получается стерильным и мертвым. Однако «белые интерьеры» тем и хороши, что цвета можно добавить за счет мебели и декора. Всегда есть предметы, которые можно заменить: кресло, ковер, посуда, цветы, наконец. Именно они придают акцентности интерьеру. Если стены, пол, потолок сделать цветными, то можно создать беспокойную атмосферу. Мы делаем холст, на котором заказчики могут нарисовать в дальнейшем всё, что угодно.
С белым хорошо сочетаются практически все природные и искусственные материалы. Дерево и камень, например, цвет которых близок кофейному, коричневато-серому, в сочетании с белым делают интерьер и уютным, и современным.
Минимализм считают холодным стилем. Вы разделяете эту точку зрения?
Мы не делаем классический или жесткий минимализм, как у японцев, хотя среди заказчиков любители такого стиля есть. Еще раз повторю, мы создаем оболочку, и если человек хочет обуютить, привнести что-то свое в дом, то у него есть и возможность, и право.
Какие материалы вы используете/не используете в дизайне интерьеров?
Если отвечать иронично, то бархатом стены не обиваем и позолоту не используем. Для наших интерьеров характерны дерево, стекло, бетон, однотонные ткани, натуральный и искусственный камень. Любим наливные полы, глянцевые поверхности. К пластику относимся осторожно. Мы не будем использовать те материалы, которые делают интерьер несовременным, дешевым, непрезентабельным. Если же говорить конкретно, то никогда не покрываем стены венецианской штукатуркой.
В проектах вашего бюро очень умело выстроена световая режиссура. Как вы используете возможности светодизайна в интерьере?
Свет — мощный архитектурный приём, способствующий созданию интерьерной композиции, подчеркивающий особенности объемно-планировочного решения. Мы используем по максимуму имеющийся естественный свет, учитываем КЕО (коэффициент естественного освещения), рассчитываем инсоляцию, разрабатываем несколько вариантов световой режиссуры.
С помощью «невидимых источников», например, закарнизных подсветок или встроенного света, можно выделить в интерьере главное, скрыть ненужное, создать разную атмосферу в доме. Потолочные люстры или напольные светильники в виде лошади или зайца голландской компании Moooi могут сами по себе быть эффектными элементами оформления. Такие светильники не только функциональны, но и декоративны. Единственный нюанс — они должны устанавливаться в сомасштабных этим объектам пространствах.