Елена Китаева, дизайнер, художник, главная российская знаменитость в области теледизайна. Она создавала фирменный стиль НТВ, который стал первым примером успешнейшего брендинга. С 1998 года работает арт-директором телеканала «Культура». С 2004 года – академик ТЭФИ. Лауреат ТЭФИ 2002, 2004 и 2005 годов. Художник-постановщик фильмов «Мужские откровения» (реж. Юрий Грымов, 1996 г.) и «Нет смерти для меня» (реж. Рената Литвинова, 2000 г.). Ее персональные выставки «Завтрак. Обед. Ужин», Москва, Stella Art Foundation (2011 г.); «Новые деньги»), Москва, Галерея Марата Гельмана (1997 г.); «Девушка и смерть» (совместно с Ренатой Литвиновой), Москва, Галерея Марата Гельмана (1996 г.); «Новая колода»), Москва, Галерея Марата Гельмана (1995 г.) оставили след в отечественном актуальном искусстве. Она делает интерьеры для телевидения, занимается предметным дизайном, является апологетом и эпигоном русского авангарда. Её новая интерьерная коллекция фарфора представлена в арт-магазине «Шалтай-Болтай».
Елена, эпоха русского авангарда, ваш любимый период?
Да, я абсолютный эпигон авангардного искусства. У каждого человека есть какие-то свои притяжения, предпочтения, неконтролируемые разумом. Моя безумная любовь к русскому авангарду, как раз из тех, которая «не контролируется разумом».
Ваша новая интерьерная коллекция фарфора, посвященная 120-летию Варвары Степановой, сейчас представлена в арт-магазине «Шалтай Болтай», прокомментируйте ее, пожалуйста.
Коллекция состоит из трех частей. Варвара Степанова была гениальной и очень разноплановой художницей. У нее есть работы практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Она занималась полиграфией, делала журналы «Леф», «Советское кино» и проч. Этой стороне ее творчества посвящены тарелки серии «Цифры». Варвара Степанова также активно сочиняла рисунки для тканей. Это длилось не слишком долго. Буквально год она работала для ситценабивной фабрики вместе со своей любимой подругой художницей Любовью Поповой. В результате, за год они придумали и реализовали более 150-ти образцов! Километры тканей, выпущенные по их образцам, быстро были распроданы. Сами же художницы, Попова и Степанова, постоянно шили из них наряды, их носили. На всех фотографиях Александра Родченко (а он снимал Степанову почти каждый день), она позирует мужу в этих нарядах, из этих самых тканей. Так что, вторую часть коллекции, тарелки «Ткани», я посвятила именно этому периоду ее жизни и творчества. Третья часть коллекции называется «Куклоиды». Их можно называть формами, фигурами, куклами, они рифмуются с ее большим проектом спортивной одежды. Варвара Степанова была увлечена теорией создания новой производственной одежды. Она считала, что каждый человек должен быть одет в соответствии со своей профессией. Варвара Степанова, как художник, как дизайнер опередила время. Нынче многие великие западные дизайнеры вдохновляются ее творчеством, например, Диор, Кензо. Они посвящают свои коллекции ее тканям, ее спортивной одежде, ну и так далее. Мне же захотелось наделать кукол на тему ее разработок спортивной одежды. Варвара Степанова была уверена, что нужно изобрести одну единственную выкройку, которая будет составлять основу для спортивной одежды, украшать же ее и разнообразить лишь деталями. «Куклоиды» же, небольшая интерьерная скульптура для столовой, гостиной, иллюстрирует ее концепцию.
Елена, вы также многофункциональны и многообразны в своей деятельности, берете пример?
Наши великие женщины -дизайнеры, женщины- художницы, были невероятно разноплановыми и всесторонними. Они взглянули на мир своим деловым женским взглядом, решив, что его нужно прибрать и каким-то образом привести в порядок женской рукой. Они опередили время, потому что основная функция дизайнеров и художников сформулирована нынче именно, как прибирание и упорядочение мира. Я стараюсь следовать и подражать этим великим женщинам, русским амазонкам. Я вдохновлена их примером.
Елена, вот вы делаете интерьеры для всевозможных телепрограмм. Что для вас интерьер? Сценарий? Что главное для телевизионного дизайнера?
Главное, иметь острый взгляд. А еще, я люблю зашифровывать в интерьерах фрагменты великих произведений, немножко цитировать, давать людям подсказки, делать намеки.
Например?
Например, можно зашифровать в интерьере Роя Лихтенштайна, ввести в интерьер какие-то мотивы Казимира Малевича, естественно, творчески переработав, пропустив через собственную призму. У теледизайнера абсолютно во всем должно быть свое видение интерьера. Правда свое видение должно быть и у дизайнера, занимающегося частными интерьерами, от которых я отказалась в последние годы. Времени не хватает.
Ваши любимые интерьеры, которые вы делали для канала «Культура»?
Мой любимый - интерьер к ток-шоу «Большие». Для него мы сделали очень красивую черную студию и расставили в пространстве гигантские цветные стулья, на которых сидели люди, по масштабу не совпадающие с этими стульями.
Я зашифровала в этом интерьере цитату из Ольденбурга.
Мне нравилась и моя работа для передачи «События культуры», которую вела Ира Лесова. В этом интерьере огромные экраны из прозрачного полистирола обрамляли всю студию и перемежовываясь между собой, создавали великолепные цветовые композиции. В нем было что-то от Мондриана… Я уверена, что любой интерьер может стать поводом для творчества, и частный, личный интерьер, в том числе.