Третье интервью со звездой отечественной архитектурной и художественной сцены Евгением Ассом, художником-рисовальщиком, фотографом, дизайнером выставочных проектов, литератором, основателем и ректором архитектурной школы МАРШ, профессором МАРХИ, касается современной архитектуры, актуального искусства и нелюбви к классической архитектуре в современной её интерпретации. За третьим интервью будет четвертое, последнее, не менее интересное. Не пропустите!
Евгений, давайте в третьей части поговорим о современном искусстве и современной архитектуре. У вас отличная репутация в обеих сферах. Современное искусство, любят, современную архитектуру, как правило, не любят. Почему?
Есть совсем простой ответ. Архитектура – пространство жизни, а человек консервативен. Мис ван дер Роэ самый радикальный архитектор первой половины 20 века жил всегда в добротных кирпичных особняках. Ну не жил он в собственных виллах! Да и Корбюзье не жил в собственных постройках. Но говорить о том, что современная архитектура вся отвергается, тоже неправильно. Сейчас современная архитектура в своем нынешнем развитии действительно часто создает холодные, отчужденные, пустые иконы. С этим человеку трудно смириться. В современной архитектуре мало пластических деталей, мало материальной тактильности. Что такое современная архитектура, с которой сталкивается потребитель? Супермаркеты, аэропорты, вокзалы, пространства продувные, безличные. У человека же сохраняются какие-то представлениях об уюте, тепле, соразмерности. И я не думаю, что представления сильно изменились в 21 веке. Физиологически человек остался прежним. Он все такого же размера. Мне кажется, что естественная тяга человека к старому, теплому к чему-то апробированному, вполне естественна.
Тогда, каково ваше отношение к классике, к современной классике, разумеется?
Эта культура утрачена. Возродить ее не представляется возможным. Утрачена, не только в смысле проектных навыков, но и в смысле производства. В этом есть ложь. Я очень болезненно реагирую на всякую фальшь, поэтому не люблю классической архитектуры в современной интерпретации. Хотя, с точки зрения архитектурной философии, есть такое предположение, что это и была единственно настоящая архитектура. Не совсем так, потому что была и другая архитектура, японская, китайская. И как будет выглядеть, например, дорический ордер в Японии?
В чем же отличия современной архитектуры, от архитектуры традиционной?
Мне кажется, что сегодня архитектура в значительной своей части эгоцентрична, посвящена себе самой. В ней нет присутствия живого человека. А это очень важная составляющая архитектуры – ощущение взаимодействия с человеком. Я своим студентам объясняю, что какую бы линию они не провели, всегда должны помнить о том, что когда-нибудь вдоль этой линии пройдет человек. Линия - это не просто линия. Линия – это стена или пол. Когда ты начинаешь понимать человеческое измерение этой линии, все меняется. Линия на чертеже существует не для того, чтобы быть напечатанной в последнем номере «Домуса», а для того, чтобы однажды соприкоснуться с человеком.