От грамотного светодизайна зависит многое. Интерьер, лишенный естественного света, оказывает разрушающее воздействие на физическое, психическое и социальное здоровье. Поэтому вопросам качественного освещения уделяется особенное внимание. О том, как правильно «рисовать светом» рассказывает руководитель архитектурного бюро «АРДЕПО» Павел Абрамов.
В своих проектах Вы всегда большое внимание уделяете освещению — комбинируете разные источники света, разной формы окна, тем самым создавая весьма сложную драматургию освещения. Что для Вас свет в интерьере?
Свет — это не просто люстра, которая висит и сияет. Свет— материален. Он является таким же строительным материалом, который формирует пространство. Свет — это чуть ли не пятьдесят процентов эмоционального состояния, которое создается интерьером. Даже цвет менее важен. Цвет — вещь очень конкретная, она привязывает к определенному эмоциональному состоянию, тогда как свет — более гибкая субстанция, которая может менять и форму помещения, и его цвет.
Можете дать несколько советов, как нужно работать со светом в интерьере?
Первое правило — света должно быть столько, сколько нужно. Как понять сколько нужно? Многие считают, что если в комнате повесить люстру, которая зальет всю комнату светом, то это и будет то самое «достаточное количество света». Чем больше мощность лампы, тем лучше. Они глубоко заблуждаются.
Есть еще и второе правило, о котором надо всегда помнить — свет это строительный материал, который может, как создать пространство, так и уничтожить его. Равномерная заливка ярким светом уничтожает объем, так как нет никакой игры теней. При таком ярком свете, также как и в темноте, не ощущаете формы, вот почему свет является строительным материалом.
Лучше выстраивать сценарий зонирования помещения, при котором в одном помещении может быть несколько световых сцен, создающих разные эмоциональные состояния. Если надо создать ощущение эмоционального подъема, то можно одновременно включить несколько световых сцен, и тогда у вас появится яркое, но при этом очень сложное пространство. Или, наоборот, когда надо создать камерное сконцентрированное ощущение, то достаточно одной свечи.
Есть ли идеальный источник света?
Дневной свет. Из искусственных — свет от свечи. Из-за того что её спектр максимально соответствует спектру дневного света, свеча не убивает цвет. Вот такой маленький нюанс. Ближе ничего нет. Все лампы накаливания и другие искусственные источники света — это бесконечные попытки приблизиться к дневному свету.
Я предпочитаю создавать иллюзию присутствия дневного света и делать скрытый свет, который ближе к ощущению света из окна, чем от лампы. Поэтому объектный свет и форма светильника меня интересуют редко, только когда нужна какая-то светящаяся форма.
Если количество дневного света так важно, как лучше всего подходить к дизайну оконных проемов? Что предпочесть: панорамное застекление или небольшие окна?
Здесь тоже все очень просто. Количество света, которое попадает в помещение, должно быть лимитировано — яркий солнечный свет влияет на зрение, а глазам надо давать отдых.
Нельзя делать гигантскую стеклянную стену в жилых помещениях, это раз. Во-вторых, есть параметры строительной физики по теплопотерям, которые говорят нам о том, что чем больше окна, тем сложнее сохранить тепло или, наоборот, прохладу. Панорамные окна можно использовать лишь в бассейне. Они позволяют создать ощущения того, что вы плаваете под открытым небом.
Дизайн окон связан не только со светом и теплом, но еще и с «видом из окна», который иногда может оказаться решающим при выборе жилья. Как Вы увязываете эти факторы?
Для любого архитектора очень важно формировать пространство дома так, чтобы наладить связь с внешним миром. Может быть, в квартирах это не так актуально, потому что в Москве понятие «вид из окна» — сомнительный вопрос, но в загородном доме или городском тайнхаусе — с этим проще.
К сожалению, у нас нет такой регламентированной системы застройки, которая определяет: на каком расстоянии строить, какой высоты здание допустимо и так далее. Строя в Швейцарии я столкнулся с очень жесткими ограничениями на этот счёт. Зато нет никаких неприятных сюрпризов, вроде того, что дом соседа, неожиданно появляется по самой границе участка, когда как вы предполагали, что он будет глубоко в лесу... У нас, увы, такого понятия как «экология пространства» просто не существует!