Он не признает компромиссов, а свой стиль, в котором работает, называет "актуальным". Борис Воскобойников проектирует жилые и общественные здания, интерьеры ресторанов, кафе, бутиков, клубов, офисов, частных домов, квартир и только что закончил интерьеры аэропорта. (Об аналогичном проекте читайте у Екатерины Романовой). Что нужно человеку перед полетом и вообще, что нужно человеку? Про это - интервью Бориса Воскобойникова.
Борис, расскажите нашим читателям о своих последних проектах, кое-какие сведения о них мы уже имеем…
Последний проект – словосочетание не из моего словаря. Я всегда думаю над новым. Обычно мы работаем не над одним проектом, ведем несколько параллельных сразу: они совершенно разные, по специфике и по масштабности. Каждый, безусловно, интересен. Мы не берем проекты, которые нам не нравятся. Какой-то объект всегда находится на стадии завершения, какой-то – в начальном своем состоянии.
Если говорить конкретно, то из завершенных проектов более значимый для нас сейчас - интерьеры аэропорта Кольцово в Екатеринбурге. Это реконструкция аэропорта, построенного 10 лет назад. И сейчас, в связи со сменой управляющей компании, интерьер создавался заново. Студия получила заказ на оформление залов вылета и бизнес-зала. Мы делали интерьеры как архитекторы, потом подключили компанию, которая занималась графическим дизайном, айдентикой, навигацией. К моменту, когда основной объем навигации был готов, мы разработали, поддерживающую интерьер, дополнительную масштабную навигацию, в виде элементов супер-графики.
Буквально на днях эта часть проекта была завершена. Было очень интересно. Реконструкцией аэропортов, интерьерами аэропортов, мы раньше не занимались. Это наш первый опыт. И я считаю, очень удачный.
Каковы ваши ощущения от этого мега проекта? Самолеты, люди, небо…
Я очень люблю аэропорты, вокзалы, потому что любой порт – это выход в другой мир. Полет, всегда очень важен. Когда мы оказываемся в аэропорту, это - всегда неординарное событие. Когда мы улетаем, мы переполнены ожиданиями: новых стран, новых впечатлений, перемен. В процессе работы над проектом Кольцово, я старался транслировать именно такое ощущение.
Обычно, аэропорт, увы, имеет очень скучно-функциональный интерьер: ряды стульев, все серое, в лучшем случае, - нержавеющая сталь в облицовке конструкций, керамогранит на полу. Все выглядит уныло, и всегда думаешь: «Хорошо бы отсюда поскорее убраться»! Когда мы проектировали аэропорт в Екатеринбурге, я исходил из задачи сделать его дружелюбным, позитивным. Мне очень хотелось изменить ситуацию, которая до этого сложилась в проектировании. Это получилось.
Каковы были ваши ориентиры?
В мире есть прекрасные аэропорты, такие, как в Цюрихе, может быть в Барселоне… Очень интересный аэропорт - в Майами, хороший - в Амстердаме. Аэропорт - это то место, где иногда приходится проводить много времени. Поэтому важно, чтобы человеку там было комфортно, радостно, чтобы были различные зоны для пассажиров. Кто- то любит маленькие пространства, кто-то – большие. При проектировании мы принимали во внимание, как клаустрофобию, так и агорафобию пассажиров. В любом аэропорту должны быть места для того, чтобы лежать, сидеть - для разного образа жизни ожидающих вылета людей. В аэропорту нужны хорошие рестораны. Должны быть точки, откуда видно все летное поле.
Расскажите более подробно, какие приемы использовали в работе?
Проект, прежде всего, сложился за счет применения нестандартных материалов. Полы – большие плоскости из полированного бетона высокого качества. Часть конструкций мы специально оставили неоштукатуренными. С существующих колонн сняли облицовку, что оказалось очень неожиданным. Потолок сделали реечным, неплотно закрытым. Запотолочное пространство над рейками подсветили и покрасили в фирменные цвета разработанной нами палитры: таким образом, у нас появился дополнительный воздух и ощущение полета. В облицовку стеклянных колонн ввели яркие цвета. Поскольку мы вдохновлялись историей Урала, его природой, горами, камнями, самоцветами - у нас в интерьере появились подсвеченные кристаллические формы. Зал вылета получился очень дружелюбным. Там много небольших приватных зон, где можно отдохнуть. Мы использовали высоту помещения, сделали второй уровень с балконом, куда поместили мини-отель, душевые, и удобные кресла для отдыха.
Аэропорт Кольцово – ваш первый опыт в этом сегменте, хотя, я знаю, что вы проектируете общественные пространства. А частными интерьерами занимаетесь?
Иногда занимаемся и частными интерьерами, когда это интересно. Мы делаем их только в том случае, когда заказчик дает карт-бланш на работу и практически не вмешивается в процесс.
Как определите свой стиль?
Наш стиль можно определить как «актуальный». Мы же работаем с современной нам архитектурой!
Как работать с большими объемами и с маленькими, в больших и маленьких пространствах? Как масштаб на вас влияет?
И с маленькими, и с большими пространствами работать не труднее и не легче.У маленьких объектов есть свои сложности: нужно очень аккуратно обращаться с пространством, экономить каждые 5 см, внимательно продумывать эргономику. А в больших пространствах очень непросто организовать освещение, потоки людей... Всюду есть свои особенности. Но есть и еще один момент: когда проектируешь большие объекты, это, как правило, арендованные помещения, и поэтому заказчик всегда торопится объект закончить, и проект идет быстрее. В небольших же пространствах, в частных интерьерах, работа может длиться годами…
И последний вопрос, скажите, пожалуйста, Борис, как вы относитесь к конкурсам в принципе, и к нашим конкурсам PinWin?
В конкурсах PinWin наша студия пока не участвовала и VOX - Architects - ваш потенциальный номинант. Вообще, к конкурсам отношусь очень положительно, но хороших конкурсов в Москве и в целом в России мало - их буквально можно пересчитать по пальцам одной руки. Многие уже исчезли, некоторые пока держатся.
Конкурсы хороши как для молодых, так и для зрелых архитекторов. Вообще, я считаю, что такого понятия как «молодой архитектор» не существует. Есть хороший и плохой архитектор, вот и все. Поэтому, если я участвую в конкурсе, в котором участвует, например, Клаудио Сильвестрин - мне это интересно, я буду рад, если он займет первое место и получит гран-при. И, если я займу хотя бы второе - третье место, это уже будет очень значимо для меня. Присутствие мастеров, опытных дизайнеров, архитекторов в любом конкурсе, действительно важно. Когда студенты соревнуются со студентами – не интересно. Такой уровень сейчас уже не актуален.