Киевский архитектор, дизайнер Диана Лободюк, выпускница Харьковской Академии Дизайна и Искусств, рассказывает о трудностях и радостях работы над интерьерами общественного питания. Она знает об этом все, ее проекты востребованы и в Киеве, и в Одессе, и в Николаеве.
Диана, когда-то вы приняли решение стать архитектором, почему?
На самом деле, все произошло очень просто и естественно. Моя мама любила обновлять интерьер. И уже в детстве мне нравились постоянные перестановки и косметические ремонты в доме. Наверное, любовь к моей профессии пришла ко мне из детства…
Помните свой первый профессиональный проект? Каким он был?
Будучи еще студенткой Харьковской Академии Дизайна и Искусств, я решила устроиться на работу в только что открывшийся интерьерный салон на должность менеджера-консультанта. Там-то у меня и сложилась начальная визуально-предметная база комплектующих интерьера. Эта работа помогла мне познакомиться с коллекциями известных европейских мебельных брендов. Там же я принимала участие в проектировании интерьеров. Общаясь с архитекторами, которые были клиентами салона, я решила, что готова стать дизайнером. Я была уверена в своих силах, хотя учиться пришлось еще очень много. Там же, в Харькове, я нашла работу помощника архитектора в известной студии и получила свой первый проект - интерьер частного загородного дома.
Диана, сегодня мы говорим преимущественно, об интерьерах заведений общепита, у вас есть любимые проекты?
Наша студия имеет несколько интересных реализованных ресторанных интерьеров, и каждый из них, по-своему, определяет стиль A-partmentdesign. Это, например, ресторан «PiaF» в Киеве (2008 г.), ресторан «Кашемир» (тоже в Киеве, 2009 г.), боулинг-центр развлекательного комплекса CITY ENTERTAINMENT (Киев, 2010 г.). В Одессе в 2012 году мы создали мультиформатное заведение «Bright Club & Karaoke Room», объединяющее в себе ресторан, ночной клуб, караоке-зал и 4 VIP-комнаты для караоке, как говорится «своей компанией» . В Николаеве - ресторан развлекательного комплекса CITY ENTERTAINMENT. В этом году из больших реализованных проектов я могу назвать караоке-клуб «ARKA» (тоже в городе Николаев). Все эти заведения уникальны, и, в то же время, в них виден профессиональный почерк студии A-partmentdesign.
Разумеется, самым масштабным из реализованных проектов был City Entertainment, уникальный развлекательный комплекс, объединивший в себе популярнейшие виды развлечений: боулинг, диско-клуб, караоке, ресторан. Сейчас же мы работаем над еще одним большим проектом. Это - загородная резиденции площадью 2000 квадратных метров. Впервые мы столкнулись с таким объемом и с такими сложными задачами. Но у нас все получается. Мы давно ждали проект такого масштаба.
Когда вы приступаете к работе над интерьером ресторана, заказчик, обычно, уже имеет представление о теме заведения, о публике, которую он хочет в нем видеть? Или вы корректируете задачи?
Обычно, к нам обращаются заказчики, которые в этом бизнесе чувствуют себя очень уверенно, имеют большой опыт, своих клиентов. Наша студия помогает решить задачи по созданию клубного или ресторанного интерьера эстетически и эргономически.
На каком этапе вы окончательно определяетесь с темой интерьера?
Тема определяется на основе технического задания и обсуждений с заказчиком наших предложений по формированию образа интерьера.
Вы задумываетесь о рентабельности, успешности заведения, когда предлагаете проект?
Конечно, мы задумываемся - это же совместный труд владельца заведения и студии A-partmentdesign! Наша общая задача сделать проект успешным во всех смыслах. Это важно для любого уважающего себя дизайнера, архитектора…
На что надо обращать внимание при выборе архитектора или дизайнера? Как найти, что называется, своего дизайнера?
На месте заказчика, я бы, в первую очередь, обратила внимание на рекомендации клиентов архитектора и его портфолио.
Диана, что вы можете сказать о стиле работы? Что предпочитаете?
Я люблю, когда в моем распоряжении имеется достаточно времени. Тогда все происходит спокойно, без сбоев и авралов. Я считаю, что в любом виде деятельности нужно стремиться к правильной организации работы. Можно и нужно, конечно, в непредвиденных ситуациях активизироваться, но не весь же проект реализовывать в режиме американских горок! Также важно полное доверие заказчика… Если обсудить и согласовать все детали проекта в самом начале, а в процессе работы организовывать круглые столы только по поводу каких-либо глобальных, требующих дополнительного внимания вещей, то рабочий процесс проходит гладко для каждого его участника. Это я говорю, основываясь на собственном опыте.
Какие проекты или конкурсы были для вас особо значимыми? Были такие?
За все это время я нашла время только для участия в конкурсе «Интерьер Года 2013»… Представила свои работы и получила первое место в номинации «Интерьер общественных заведений»
Как сохранить свой авторский стиль? Как балансировать между авторской индивидуальностью и вкусами людей, то есть, будущими посетителями ресторана?
Я думаю, что, архитектор, как и художник, узнаваем по стилю, по почерку. Даже если приходится работать в несвойственной себе манере. Профессионала выдают детали, материалы, особые планировочные решения. Как я уже говорила: моя первая и главная любовь – конструктивизм и практически в каждом моем проекте есть акценты, указывающие на это.
Как проходит процесс работы над интерьером, от первой встречи до сдачи объекта?
Как и в работе над любым другим проектом, все начинается с получения технического задания от заказчика. Затем идет обработка задания, создание первого эскиза с зонированием и подбором стилевых решений. После утверждения всех деталей, мы приступаем к визуализации интерьеров и экстерьеров. Затем начинаем техническую часть проекта: чертежи, планы, узлы, детали, подбор и расчет материалов. Во время авторского надзора наступает самая сложная, но и самая интересная часть работы – реализация.
Расскажите, пожалуйста, заведения какого уровня вам интереснее?
Наверное, каждый дизайнер, архитектор хотел бы поработать с объектом высокого уровня, с неограниченным бюджетом. Но часто приходится создавать «все из ничего». Хотя и это очень интересно. Думаю, что именно так родился популярный сейчас стиль лофт.
Самые распространённые ошибки, в ресторанных интерьерах?
Самые распространенные ошибки я вижу в планировочных решениях. Такие ошибки возникают от того, что, бывает, заказчик ставит перед архитектором задачу, несоответствующую реальным характеристикам и площади помещения. Пример: владелец хочет разместить в ресторане побольше гостей, урезав при этом до минимума кухню и помещения обслуживающего персонала.
С заведениями какого профиля вам хотелось бы поработать?
Хотелось бы создать такой ресторан, в который можно приходить, как домой. Где можно говорить со всеми о чем угодно и когда угодно, а также участвовать в приготовлении еды.
Можно ли внести какие-то сезонные обновления в интерьер, и как вы относитесь вообще к этой тенденции?
Можно, но исключительно посредством декора. Любой интерьер, через какое-то время хочется обновить. Но в общественных интерьерах лучше по минимуму освежить мебель, обивку, декор.
Диана, что можете сказать о ваших цветовых предпочтениях?
Мне по вкусу более нейтральные, спокойные тона, особенно в интерьерах общепита. В ночных клубах - все наоборот. В них цвета должны быть поконтрастнее и поярче. Все зависит от назначения интерьера и от публики. Если вы хотите видеть в своем заведении молодые семьи с маленькими детьми - интерьер и кухня должны быть более традиционными, спокойными. А интерьер, комфортный для бизнесменов, разумеется, будет отличаться от интерьера, предназначенного для художников, арт-элиты.
Профессионалы помимо работы над интерьерами, делают для них мебель, аксессуары, предлагают искусство. Вы работаете с «малыми формами»?
Да, мы любим создавать «свои» предметы под конкретные интерьеры, в основном это мебель: столы, пуфы, диваны, а также различные светильники и аксессуары. В интерьер-бутике A-partment можно заказать или купить готовые эксклюзивные предметы интерьера, изданные под брендом студии A-partmentdesign.
Диана, ваш прогноз перемены дизайна общественных заведений лет через десять?
Безусловно, место и время накладывают свой отпечаток как на архитектуру, так и на дизайн. Мне кажется, что через 10 лет будет меньше такого дизайна, каким мы его понимали раньше. Мы отойдем от украшательства и придем к самой сути человеческого бытия и его нужд.
Что любите из мировой архитектуры? Ваши предпочтения?
Не смотря на мою горячую любовь к минимализму и конструктивизму, мне, все же, комфортнее среди старой европейской архитектуры. Возможно, потому что она более эргономична, соразмерна человеку, мерилась другими мерами и масштабами. Сегодня же архитектура часто работает на бизнес и не предназначена для жизни… Я стараюсь учитывать это, работая над своими проектами и, не смотря на разные стилевые решения, делать их всегда комфортными для человека!