Работы художника и декоратора Флёры Даминовой хранятся в Национальном музее Татарстана и в музее - заповеднике «Казанский кремль», в частных коллекциях России, Германии, Италии, Испании. Флёра Даминова рассказывает об особенностях и тонкостях своей работы и немного - о технологических процессах.
Роспись по керамике — ремесло традиционное. Как вы пришли в эту профессию?
Чтобы заниматься керамикой, необходимо совершенное знание технологий, это так?
Я работаю в технике надглазурной росписи. Это сложный, поэтапный процесс. Необходимо знать химические составляющие красок, от этого зависит температура обжига. Обычная температура обжига в муфельной печи составляет
Что проще сделать, один экземпляр, напольную вазу, например, или серию небольших изразцов?
Всегда получается по-разному.. Мне нравится делать и то, и другое.
Про русский дизайн иностранцы говорят, что у нас нет двух одинаковых вещей. Вы занимаетесь изготовлением уникальных предметов, бывают заказы на серию. Легко ли делать вручную одинаковые образцы?
Совсем недавно я расписывала дельфтские изразцы для камина. К ним прилагается плитки керамического бордюра с серийным рисунком. Я старалась, чтобы все было единообразно.. Но все равно все плитки получились неодинаковые, что наверное хорошо. В этом и есть прелесть ручной работы.
Что значит для вас, как для художника, существовать в восточной традиции рукотворности?
Особую гордость я чувствую, когда расписываю плитку по мотивам исламских орнаментов. Очень хочется представить весь колорит и замысловатость необыкновенных узоров. Часто орнаментам, которые я использую в качестве образцов, несколько столетий, некоторые из них датируются
Как вы работаете с заказчиком? Часто ли заказчик желает, чтобы изготовили лично для него уникальную вещь?
В большинстве случаев так и происходит. Каждый раз я делаю и придумываю что-то новое, тем самым проверяя себя и свои возможности. В данный момент я обсуждаю сразу два больших проекта. Первый - дизайн рабочего фартука для кухни под кодовым названием «Птичий двор» с изображением птиц на двух панно. Для заказчика важно точное попадание в цвет с кухонным гарнитуром и фурнитурой. Второй объект — зеркала, декорированные расписанной керамической плиткой с точной копией рисунка персидского ковра заказчицы. Чем не эксклюзив ?! Конечно, и рутиной работы, т. е повторов тоже много. Но я называю это работой на бис.
Расскажите о самом интересном для вас проекте.
Как правило, я люблю последние проекты, потому что они всё еще остаются в сердце. На данный момент любимым считаю четырехметровый керамический фартука для кухни, названный мной «Воскресный рынок в Провансе». Заказчица попросила оформить его в стиле Прованс. И тему выбрала — уличный рынок. Тема мне понравилась. Я с энтузиазмом взялась за дело. Тем более,что сразу представилась картинка деревушки на границе Испании и Франции, которую недавно видела. Я приступила к первым эскизам своих новых героев: веселый толстый, бакалейщик, продавщица рыбы, окруженная котами, девочка-цветочница с роскошной телегой букетов, винодел, угощающий всех молодым вином, керамист, снимающий кувшин с гончарного круга, зеленщица, торгующая овощами и фруктами. На панно «Воскресный рынок в Провансе» в общей сложности ушло 336 штук белой глянцевой плитки размером 10×10 см, что равно 3.3 кв. м.
Обычно художник даже в рамках существующей традиции придумывает свои ноу-хау. Есть какие-то находки, которые для вас дороги?
Да, конечно, когда ты ежедневно трудишься, приходит опыт и навык, что называется «набитость руки», приходит чувство свободы, открываются новые секреты. Одна из таких находок - декорирование зеркал и стекол сусальным золотом, с дальнейшей росписью. Мною была создана целая коллекция зеркал в стиле барокко. Я использовала старинные рамы и переносила их рисунок на поверхность зеркального полотна. В итоге получался такой вот образец.
Керамисту просто необходимо изучение орнаменталистики. Вы с этим согдасны как профессионал?
Да, изучение истории орнамента считаю необходимым для художника - декоратора делом. Чувствовать вкус и стиль времен важно. Изначально, когда в 2005 году я открыла собственную мастерскую «АртФлёра», то ориентирами для творчества выбрала именно исторические орнаменты.
Большую любовь я питаю к восточным орнаментам. На керамической плитке они особенно гармоничны и выразительны.. В 2011 году в главной мечети Казани «КулШариф» проходила моя персональная выставка «Восточные мотивы в росписи керамической плитки», где были представлены орнаменты Марокко, Турции, Ирана, Пакистана, Татарстана. Керамические панно в восточных традициях пользуются большой популярностью и у декораторов, и у заказчиков, особенно при оформления стен и ниш ванных комнат и хамамов.