В своем первом интервью Антон Мосин, выпускник МАРХИ (1988), HDK (Hochschule der Künste) Berlin (1991), руководитель архитектурного бюро «Мосин и партнеры», член Берлинского союза архитекторов и Московского союза архитекторов, рассказал нам много интересного о русском и европейском менталитете, о русской и европейской архитектуре, о социальном жилье и о частном заказе. Нынче следует продолжение. Во второй части интервью Антон Мосин исследует архитектурную ситуацию, которая сложилась в Москве, новой и старой, и что хорошо бы сделать, чтобы ее улучшить (ситуацию).
Антон, вот ты сейчас активно строишь в Новой Москве и Подмосковье. Как изменилась там архитектурная ситуация?
Ситуация в Новой Москве, в Подмосковье сложилась очень любопытная. У небольшого количества девелоперов скопилось большое количество земли. Масштабы огромны, такие, которых в Европе никогда не было, и быть не может. Тысяча гектаров, например, что составляет площадь Люксембурга, для нас - не предел. Но невозможно отделить даже тысячу гектаров от остальной страны. Не надо забывать, что урбанистика, кроме архитектуры, требует еще и финансовых, и политических решений, решений транспортных вопросов, вопросов снабжения, вопросов обеспечения населения рабочими местами. Их масса! Попытки регулировать проблемы есть. Есть Юрий Григорян, есть «Стрелка», есть Алексей Муратов, есть всевозможные конкурсы. Все это умно и интересно, но, по большому счету, не имеет никакого отношения к действительности. Все - поэзия, а нужна проза. Ты никак не можешь повлиять на то, например, чтобы власти провели в Новую Москву скоростной трамвай или создали там рабочие места, потому что это государственно-политические решения, в результате, получается хаос.
А что творится не в новой, а в старой Москве? Каковы твои впечатления?
Главным является то, чем Москва не занимается, но чем занят весь мир, то есть, дезурбанизацией. Москва совершенно бессильна перед этой проблемой. Все равно центр города - в центре, в котором работают, но не живут. (А, например, в центре города Берлина отлично живут!) Центр Москвы в выходные становится пуст и безлюден. Проблему же никто не сможет решить.
Москва очень сильно изменилась за последнее время. Она стала провинциальным городом! Это точно не то направление, которое я предполагал, когда 11 лет назад вернулся в Москву после 15 – летнего перерыва. Тогда она показалась мне очень интересной, развивающейся, динамичной. Она привлекала. Это был реальный мегаполис с населением, прибывающим, убывающим. И как ни странно, но с момента появления нового московского правительства, Москва все больше становится провинциальным (!) городом. Посмотрите на эти дурацкие пешеходные зоны. В 60-х годах прошлого века Европа уже экспериментировала с пешеходными улицами. К 2000-у году все поняли, что их делать не нужно. Автомобили являются неотъемлемой частью современного города. Конечно, их количество необходимо регламентировать, структурировать парковочные места, расширять тротуары и озеленять улицы. Но создавать в столице улицы, полностью закрытые для проезда автомобилей, вовсе не обязательно. Это признак маленьких, туристических европейских городков типа Лукки в Тоскане или Брюгге в Бельгии.
Но, как говорится, умный учится на чужих ошибках, дурак – на своих. В России мы всегда учимся на своих ошибках… Пешеходные зоны приводят к неизбежной маргинализации, дешевой торговле, фастфудам и проч. Камергерский переулок, например, всего десять лет назад был комфортным и приличным местом, с дорогими ресторанами и магазинами, с некоторым шиком. Потихоньку уровень его понизился и весь Камергерский превратился нынче в общепит с «Крошкой картошкой» и прочей фигней, что связано, безусловно, с появлением пешеходной зоны. Кто гуляет по пешеходным улицам? И зачем? Туристы, но не аборигены. В Москве на пешеходных улицах коренных жителей просто нет, они там не живут, не прохаживаются. Там только туристы гуляют друг с другом. Но ведь, когда приезжаешь в другой город, интересно посмотреть именно на местное население, для чего ты должен сесть в кафе, походить среди горожан.
Но есть разные мнения?
Наверняка, можно спорить. Создание пешеходных зон связано с проблемой транспорта. В Европе эта проблема решается иначе. Понятно, что на машинах в Европе в шесть рядов по центру города никто не ездит. Но городской транспорт, - это далеко не только машины. Есть общественный транспорт, есть велосипеды, много альтернатив.
Значит, Москва, все-таки, нехороша?
Нет, я так не считаю. Приятные вещи, конечно же, есть. Мне интересно наблюдать перемены. Меня изумил сейчас вдруг неожиданный крен московских властей в сторону благоустройства парков. Это очень хорошо, с одной стороны, но при таком безумном количестве нерешенных проблем, странно и дорого! Ты знаешь, вот у меня в Берлине, рядом с нашим домом, есть муниципальный парк, построенный буквально только что, два года назад (Park am Gleisdreieck). Место очень интересное, бывший грузовой вокзал, который закрыли в тот момент, когда возвели стену. Тогда он перестал существовать, стал бессмысленным. Территория тянется километра на два. Она идет от Патсдамской площади на юг через речку, практически до нашего дома. Авторы оставили все без исключения, старые конструкции: шпалы, рельсы, стрелки и превратили в какие-то детские площадки… Через рельсы проросла трава, молодые березки. Блестяще, просто блестяще! И, в общем-то, построено не дорого. Здесь, в Европе все по-другому, потому что экономика работает по-другому.