Что такое авторский стиль и как к нему прийти? Как работать вдвоем? Кому служит архитектура? Нужен ли цвет в интерьере? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Арсения Борисенко и Петра Зайцева, основателей архитектурной мастерской za bor.
Есть широко распространенное мнение, что художник — это всегда индивидуалист, который не терпит конкуренции. Вы же работаете вдвоем уже десять лет. В чём секреты успешного сотрудничества?
АБ: Мы оба работали в разных бюро со студенческих лет. В 2003 году решили попробовать сделать совместный проект — маленькую квартиру. Попробовали — понравился и процесс, и результат. Когда человек работает один, конечно, он абсолютно свободен. Есть, правда, такое состояние, когда «глаз замыливается», когда мы чего-то не видим и упираемся в известные решения. Когда две головы работают над одной проблемой, диапазон возможностей расширяется невероятно! Все люди разные и думают по-разному, и того, чего никогда не предложит один, предложит другой. Поэтому в команде могут получиться вещи, которые в одиночку ни тот, ни другой не сделал бы никогда.
ПЗ: Я не уверен, что одному человеку проще заниматься творчеством. Идеи рождаются у одного, а являются катализатором идей для другого!
У вас есть разделение на сферы влияния? Например, один отвечает за проектирование и дизайн частной архитектуры, а другой — за общественные интерьеры?
АБ: Разделения нет. На некоторых стадиях работы возникают ситуации, когда один чертит, а другой с заказчиком общается. Но процесс генерации идей, процесс придумывания происходит всегда вдвоем. И никак иначе! Сейчас выработано четкое правило «Забора»: «Что-либо происходит только тогда, когда оба «ЗА»!
Не возникает ли искушения сделать что-то отдельно, оторваться от «Забора»?
ПЗ: Во-первых, наша профессия не только творческая,но и прикладная. Сюда входит много всего другого, что отвлекает: поездки на авторский надзор, переговоры, изготовление чертежей. Если бы мы целыми днями сидели и что-то придумывали, мы бы давно уже друг другу надоели, а так мы успеваем соскучиться по взаимному общению.
Вы вводите яркие цветовые зоны, особенно в офисных интерьерах. Но у вас есть и совершенно нейтральные, почти белые интерьеры. Каково ваше отношение к цвету?
ПЗ: Цвет очень активно влияет на впечатления человека и его ощущения от пространства. Мне лично тяжело с цветом. Белый, серый — нормально, а если другой, то предпочтительнее — локальный яркий цвет. Полутона, всякие эти «бурмалиновые в крапинку» - я просто не знаю, как с ними жить! Так что, на самом деле, мы стараемся обходиться без цвета.
АБ: В подавляющем большинстве случаев наши цветовые пятна — это детали. Если убрать все яркие детали, то пространство окажется чёрно-белым. Это очень простой подход, но он — абсолютно беспроигрышный. Одним словом, с цветом мы работаем осторожно. В жилых интерьерах цвет мы применяем локально и только для расстановки акцентов. В общественных интерьерах яркие локальные цвета используются часто, но только в тех зонах, где пользователь бывает недолгое время. Например, есть скучный длинный коридор, его, конечно, лучше всего насытить цветом и сделать веселым, но делать пёстрым помещение, где человек работает ежедневно, нельзя.
Вы проектируете как общественные, так и жилые интерьеры. Какие есть отличия в организации освещения этих разных типов?
АБ: Если речь идет об общественных, а именно об офисных помещениях, то здесь свет играет чисто утилитарную функцию и о светорежиссуре трудно говорить. Рабочие места должы быть освещены ярко; а в офисе обязательны группы аварийных светильников. И ничего более быть не должно, никаких полутонов или приглушенной подсветки.
ПЗ: В жилых интерьерах мы, конечно, работаем со светом. Обязательно выстраивается несколько световых сцен в комнате: приглушенная или ночная подсветка, направленный свет. Самое главное в организации света — соединить три составляющие: локальный свет (настольная лампа, например), общий заполняющий и акцентный приглушённый.
При проектировании офисного пространства преобладание функции над эстетикой несомненно, а в частной архитектуре вы также следуете принципу функционализма?
АБ: Вначале функционал, потом — все что угодно. Иначе быть не может.
ПЗ: Еще Витрувий говорил, что главное «прочность, польза, красота». И у нас — тоже самое.
Чему на ваш взгляд служит архитектура больше, функции или красоте?
ПЗ: Архитектура, в любом случае, служит человеку. И еще она служит таким как мы для удовлетворения самолюбия. Архитектура многофункциональна!
АБ: Архитектор несет социальную ответственность за то, что делает. Если мы построим некрасивый дом, то люди будут страдать от этого.
Вы могли бы назвать несколько принципов, которые определяют ваш стиль?
ПЗ: У нас нет никаких принципов, кроме одного: это должно нам нравится. Наверное, каждый творческий человек, в том числе и архитектор, когда создает произведение, делает его, в первую очередь для себя. Вот и мы с Арсением делаем каждый офис для себя! Конечно, учитываются пожелания заказчика. Этот принцип и реализуем.
АБ: Мы заметили удивительную вещь: существует некий встроенный камертон определения правильности. Вот, например, сидим, делаем и ровно тогда, когда нам понравилось, то на 100% вероятно, что и заказчикам понравится наш проект!