Мы продолжаем серию интервью с VIP дизайнерами. На очереди - Мария Ватолина. У нее уникальный опыт работы со всеми стилями и отменный вкус. В активе ее бюро более 30 проектов: частные дома, апартаменты, рестораны, магазины, шоу-румы, офисы, входные группы и общественные зоны многоквартирного жилого комплекса. Мария Ватолина смело экспериментирует с цветом, стилем и архитектурными формами, никогда не повторяется. Ее сегодняшнее интерьерное увлечение – Китай. О Китае, конкурсах, моде и о многом другом читайте интервью.
Мария, что можно нынче говорить о вашем стиле, какие объекты сейчас в работе?
Есть несколько домов, которые проектируются. Два из них, как всегда, сделаны в смешанном стиле, с элементами китайского. Один дом достраивается, второй только начинаем строить. В обоих домах очень интересны решения зонирующих перегородок. Они сделаны в стиле ажурных китайских перегородок со сложной резьбой, многочисленными деталями. Конструкции деревянные, мобильные, сдвижные-раздвижные, со стеклом, с натянутыми тканями. Где-то они поставлены в середину пространства, и через конструкции проходит свет. Очень красиво! Китай - приятная для меня тема. (Я была в Китае, но не материковом, на острове. Хотя там тоже Китай-Китай и всего такого китайского- этнического очень много. Однако, материковый Китай у меня в планах и мечтах).
Всюду, разумеется, подразумевается китайский антиквариат, он интересно смотрится в современном интерьере. Но в моих интерьерах есть не только антиквариат. Есть некоторое количество вещей, изготовленных на заказ, по китайским мотивам. Все сделано по моим эскизам, по 3D моделям, и мебель, и аксессуары, и настольные лампы, с драконами, рыбами и прочей «китайщиной». Предметы вырезаются из дерева или МДФ, обрабатываются, красятся глянцевым лаком. Получается очень аутентично. Даже не знаю, как охарактеризовать эти предметы: дизайнерская мебель или произведения искусства…
Все это касается частных интерьеров, а общественные сейчас проектируете?
Честно говоря, делаю, но не много. Последними из таких проектов были ресторан и офис для компании Яндекс, несколько модных бутиков. Недавно сделала дизайн-проект общественных зон для серии типовых домов. Застройщик заказал подъезд, лестничные клетки, лифты, холлы и так далее. Но это, пока что бумажный проект. В основном, в работе частные дома и квартиры. Так сложилось, потому что у меня всегда креативные, сложные истории, не слишком общественные, что называется, узко специальные. Вдобавок ко всему проекты эти не бюджетные, а скорее, дорогие.
Что касается вашего знаменитого и невероятно востребованного заказчиками «китайского стиля», давно так работаете?
Я занимаюсь дизайном интерьера с 2006 года. В моем бюро работает несколько человек. Мы делаем по 3-4 проекта одновременно. Образование у меня не архитектурное. Я - модельер, дизайнер одежды, выпускница текстильного института. Что касается китайского стиля, то сейчас просто идет такая полоса. Клиенты сами находят меня, просят. Такое бывает, сделаешь один объект – потом приходится повторять. Мне сейчас китайская тема близка. Мне она нравится. Я ее еще не до конца исчерпала. Вообще у меня не бывает, чтобы клиенты заказывают одно и тоже. В основном, люди приходят со словами, что вот мол, у вас все интерьеры такие разные, интересные, странные, нам, правда, совсем другое нужно, но мы чувствуем, что вы это тоже можете сделать, потому что у вас незаштампованные работы. Сейчас полоса китайская, до этого была немного другая. Я работаю на базе современного интерьера. У меня нету ни глухой классики, ни выхолощенного минимализма. Мои интерьеры - всегда микс из прямых линий и строгих пропорций. Обязательно включаю современную мебель, арт- объекты, артефакты…
Мария, а как по вашему сделать интерьер, с одной стороны, современный, с другой - вневременной, не выходящий из моды?
Главное и обязательное в таком интерьере – искусство. По правде говоря, у нас по-прежнему делается множество интерьеров, копирующих друг друга. Все они в массе своей получаются интерьерами гостиничного типа. Что выделяет правильный интерьер из этой массы? Разумеется, личное, творческое начало, и не боюсь повториться, введение в интерьер искусства, арт-объектов, причем выбранных не случайно, «под интерьерную картинку». Лучше наоборот сделать интерьер под произведение.
Вы лично, с каким искусством предпочитаете работать? Старым? Современным?
У меня пока со старым работать не получалось. Мне, например, очень нравятся голландцы. В темноватых, немного сумрачных интерьерах они будут совершенно на месте. Но еще не было такого опыта. С современным же искусством получается хорошо, опыт большой.
Что касается искусства, все понятно. А с какими материалами любите работать?
У меня очень сильная тяга ко всему добротному. Когда я делала свой первый интерьер, сразу понимала, что пол должен быть деревянный, подоконник – каменный, а лепнина – гипсовой. Только так и должно быть.
Конечно, часто приходится на чем-то экономить. Но стараюсь объяснять своим заказчикам базовые вещи. Что нельзя, например, заменять пластиком мрамор. Дешевка и упрощение строительных технологий дает плохое качество. Основное для меня – это правильные материалы. Они должны быть максимально настоящими.
Не терпите подделок?
Как это не парадоксально, подделки я терплю, если речь идет о китайских подделках в мире современного дизайна. Просто такая подделка должна быть качественной, как, например, мозаика Bisazza, сделанная в Китае. Китайская мозаика сделана по тем же технологиям, она ничем не хуже итальянской. И когда мой заказчик говорит, что ему нужно сэкономить, потому он хочет купить живопись, я с ним соглашаюсь. Лучше я потрачу деньги на нее, а мозаику куплю китайскую. В этом вопросе я абсолютно согласна с подделками по всем пунктам.
Мария, вы начинали свою карьеру как успешный модельер одновременно с Денисом Симачевым, были стилистом в глянцевых и интерьерных журналах, что вы можете сказать о пересечениях фешн и интерьерной моды?
Конечно, мода на одежду и мода на интерьер взаимно пересекаются. Кстати, пересекаются, особенно за счет цвета. Если говорить о преемственности, то и фешн мода всегда идет первой. Она же быстрее реализуется! Коллекции каждый год меняются, и очень быстро можно в одежде воплотить любую идею. Что касается дизайна предметов, среды – все это гораздо дольше делается, требует времени.
Как относитесь конкурсам? К PinWin?
Я участвовала один раз в конкурсе PinWin. На самом деле только один раз, потому, что не хватает у меня нет достаточной мотивации, нет необходимости себе и другим доказывать, что мои работы способны занять в этом конкурсе призовые места, и в силу занятости и загруженности работой. Конкурсы PinWin - очень интересные конкурсы, часто обновляются. Я очень хорошо отношусь к конкурсам в принципе. У меня было несколько побед. Они мне принесли известность. Если ты побеждаешь в конкурсе, информация сразу проходит по специализированным изданиях, и все нужные люди об этом узнают. Ну и просто, участие в конкурсах и победа – это самоутверждение.