Как работать с современным искусством в интерьере и как создать интерьер, который сам был бы произведением искусства. Рассказывают Альбина Назимова, Марина Путиловская и Ольга Фрейман.
Альбина Назимова
дизайнер, художник-реставратор
Однажды я делала дом для моей подруги, у которой был большой объем простой, хорошей, ясной архитектуры – работа немецких архитекторов – и современное искусство. И больше ничего. Такие задачи на сопротивление иногда очень интересны. С современным искусством довольно сложно работать, если человек говорит: здесь будет жить 10 детей, нам нужно 25 диванов. А ты понимаешь, что у тебя все будет заставлено мебелью, которая информативна: фактуры, поверхности, ритмы этой мебели – много всяких условий, которые ты обязан учитывать.
У нее было немного современной живописи и много больших вещей Хельмута Ньютона, фотографий. Что нужно сделать, когда у тебя на стене висит Хельмут Ньютон? Тихонечко отползти в угол и там сидеть. И точно не бегать перед ним со своими диванами, стульчиками и табуретками. Вот это я и сделала. Важно не захламлять пространство: чем меньше вещей, тем лучше. Я стою на позиции, что искусство абсолютно самодостаточно.
Марина Путиловская
художник по интерьерам, дизайнер
На западе нет такой специальности как художник по интерьерам. Там есть архитектор, декоратор. Архитектор приходит к вам и строит вам дом, над которым потом работает декоратор. У нас это все делает один человек. За 5 лет, которые мы учились в Строгановке, у нас был самый большой рабочий день – 8 часов. И выполнение проектов на глазах у педагогов было обязательно. Перед дипломом я жила в институте месяц. Нас учили люди разных специальностей: и очень известные архитекторы, и декораторы, и художники. Строгановка – это институт, где ты идёшь по коридору и видишь: здесь делается керамика, здесь ткани, здесь стекло.
Всё так переплетается, что даже если ты не хочешь этим заниматься, у тебя в голове всё это откладывается за 5 лет. Так что хочешь, не хочешь, но ты будешь знать, как делается витраж, ковка, металл, двери, стекло, ткани, росписи. У меня есть много друзей с металла и со стекла, которые работают со мной – это люди, которые варились в той же каше. Но если металлист работает только с металлом, то интерьерная специальность вобрала в себя всю Строгановку. Мы художники по интерьерам не потому, что мы рисуем, а потому, что интерьер – это произведение искусства. Сегодня об этом вообще никто не говорит.
Ольга Фрейман
архитектор
Мне нравится вписывать какие-то фрагменты, какие-то интерьерные предметы, предметы искусства в любой контекст. Это всегда может быть органично. Важен подход. Важна гармония, которую вы как профессионал обязаны создать с помощью знаний, чутья, опыта. "Архитектор-одиночка" – я не очень верю в эту историю. Это всегда команда. Мне нравится, что я могу работать и с архитекторами, и с искусствоведами. Мне посчастливилось быть знакомой со многими галеристами с мировым именем, которые могут сделать интересную и потрясающую работу.
Можно где-то найти музейного качества двери 18 века или двухсотлетние персидские ковры и вписать их в концептуальный хайтечный интерьер. Это будет забавно, интересно. И в тоже время тепло, которое они будут привносить, несколько смягчит эту колкость холодного стиля нашего времени. Я вижу именно в этом более широкую палитру возможностей для создания гармонии в интерьере.