Известный московский архитектор Кирилл Маркушин, основатель компании «МАМАдизайн», знаменит масштабными проектами. У него разные сферы приложения творческих амбиций, включающие джентрификацию и промышленный дизайн. «Офис будущего» для компании «Соло», ресторан на Красном Октябре, ряд офисов на Artplay— эти объекты давно стали классикой новой московской архитектуры. Зачем же ему contemporary art, музыка и другая некоммерческая деятельность? Обо всем этом и больше, Кирилл Маркушин рассказывает нашим читателям.
Кирилл, скажи, пожалуйста, кем ты себя больше всего ощущаешь, архитектором, художником, музыкантом? Все-таки, архитектором, наверное?
Я бы не хотел выделять что-то из перечисленного. Хотя, конечно, нельзя не отметить то, что образование у меня архитектурное (МАРХИ), и основные деньги я зарабатываю архитектурой и дизайном.
Но так сложилось, что хоть и дискретно, я занимаюсь современным искусством и вдобавок еще, являюсь основателем нескольких музыкальных проектов. «РОБОТЫ» — самый известный из них. Такое распыление имеет естественно и позитивные, и негативные свойства. К первым я бы отнес появившееся ощущение, что в пределах одной жизни ты, как будто проживаешь несколько сценариев, и смена занятия не позволяет тебе заскучать. Ко вторым, — тот момент, что при таком серчинге приходится часто вспоминать пройденное и начинать практически с чистого листа. При этом образ твой в медиа поле слегка подразмывается. Было время, когда архитекторы считали меня художником, художники — музыкантом, а музыканты, соответственно, — архитектором.
Что для тебя значит такая междисциплинарность?
Я очень люблю делать проекты, в которых могу объединить свой разнообразный опыт. Например, спроектировать здание с классным интерьером, который был бы при этом арт-объектом, тотальной музыкальной инсталляцией. А на открытии выступить с электронным сетом.
Как можешь прокомментировать свою нынешнюю архитектурную деятельность?
У меня с моими партнерами Владом Мавриным и Юрием Иншаковым есть компания «МАМАдизайн», с лицензией на осуществление архитектурных проектов. За почти двадцать лет профессиональной деятельности мы сделали огромную кучу ВСЕГО — от пепельниц до реконструкций заводов; от дизайна мотороллеров до разработок экспозиций международных выставок.
В последнее время конкретно я с помощниками занимаюсь проектированием общественных интерьеров (рестораны, офисы, магазины и проч.) Плюс — на базе «МАМАдизайн» мы создали бренд LOVEN SKOLD, (здесь к нашей троице присоединилась Екатерина Шабалина). Это частные интерьеры в скандинавском (европейском) стиле — функциональные,продуманные,с простыми и ясными архитектурными решениями, к тому же, недорогие. По этой линии к нам приходят очень адекватные клиенты, с которым мы легко находим общий язык и отлично понимаем друг друга.
Расскажи, пожалуйста, про твой замечательный проект (не архитектурный!), «Роботы».
В конце 80-х, когда вернулся из армии и продолжил учебу в МАРХИ, я был участником музыкального коллектива. Он назывался «СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ» и состоял в основном из мархишников и маишников. (Кстати, мой друг и партнер по «МАМАдизайн» Влад Маврин, был в нем одним из композиторов и играл на бас гитаре). С 1991-го года я практически переселился в Берлин, который после падения стены был невероятно живым местом. Для меня это, конечно, был мощный экспириенс. Художественная жизнь в Берлине кипела: огромное количество мероприятий, выставок, концертов. По сравнению с Москвой это было очень сильно! Кроме того, набирала обороты рейв культура. Нишевые клубы и лейблы росли как грибы. Когда через пять лет я опять вернулся в Москву, здесь рейв культура тоже уже была будь здоров! Все слушали техно, и при этом было какое-то ощущения забвения пионеров популярной электронной музыки, с которых все и началось. И я понял, что хочу делать современный аудио-визуальный проект, но основанный и развивающий (или переосмысливающий, или реанимирующий дух) идеи таких групп, как, например,"KRAFTWERK«, «ULTRAVOX», «VISAGE». Кроме того, он должен был быть слегка панковским, вроде"ZIGUE ZIGUE SPUTNIK,SUICIDE" и абсурдистским, как «DEVO», то есть вобрать в себя черты всего того, что я слушал, когда заканчивал школу.
Я поделился идеей с Эльдаром Урдухановым (ныне DJ FUTURIST) и Максом Косицыным. Уже через две недели репетиций)) мы играли концерт на фестивале «КУКАРТ 1997» в Царском Селе. Так и хочется сказать «настоящая слава обрушилась на нас»! Но скажу: определенной популярности мы достигли в начале двухтысячных, когда вся эта движуха, замешанная на идеях 80-х, благодаря американскому промоутеру LarryTee, получила название «Электроклеш», и мы, параллельно с такими проектами как «LADYTRON», "CHICKS ON SPEED" и т. д., вышли в финал. Было много концертов, туры по России. В Польше в то время мы были, вообще, одной из самых популярных иностранных групп. Одним из самых больших достижений «РОБОТОВ», я считаю наше попадание на коробку сухих завтраков "КРАНЧ" фирмы "Нестле", за что надо сказать спасибо Леониду Бурлакову, бывшему менеджеру группы «Мумий Тролль», который одно время активно участвовал в судьбе нашего проекта. Это, на мой взгляд, было очень крутое высказывание на тему медиастратегий, кроме того, очень забавляла ситуация, когда ты входишь в супермаркет и видишь свое лицо на упаковке продукта, а рядом находятся банки с лицом АнклБенца, персонажа вымышленного... (Джеймса Оливера тогда еще не было). Последние три-четыре года "РОБОТЫ" находятся в режиме стенд бай.
Какой-то (весьма интересный) кусок моей жизни прошел в старом Артплее на Тимура Фрунзе. Там у нас был офис. И мы с Анной Титовец (Intektra) в то время были очень увлечены идеей создания фестиваля аудио-визуальных проектов и, что называется, закидывали удочки на этот счет в арт -дирекцию. Когда же Артплей собрался переезжать на новые земли, первый выпуск фестиваля состоялся в огромном реконструируемом цехе завода Манометр. Фестиваль стал называться «PLUMSFESТ», и с тех пор проходил уже шесть раз. Среди участников фестиваля были такие проекты и артисты как «1024 ARCHITECTURE», «OPTICAL MACHINES», «INCITE», «PAUL PRUDENCE» и другие.
Прокомментируй свои знаменитые арт-проекты.
Когда я заканчивал службу в армии, много занимался, что называется, оформиловкой. Параллельно с агитационными произведениями стал что-то делать для себя (фигуративные сюжеты с элементами сюрреализма, материал: холст, масло). После, когда продолжил учебу в Московском архитектурном, это стало для меня основным занятием. Одно время я даже жил за счет продажи картин на родине и за границей. Когда у меня начался берлинский период, произошло определенное погружение в актуальное искусство (выставки, круг общения). Я всем сердцем полюбил совриск и, как говорится, произошла смена парадигм. Все это было крайне захватывающе, но, к сожалению, совершенно перестало кормить. Так же по ряду других весомых причин, я все-таки выбрал архитектуру и дизайн базовыми дисциплинами и занимаюсь искусством дискретно. Из своих немногочисленных старых проектов больше других люблю «АРБУЗЫ УБИЙЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ» (выставка в L галерее).
Это постановочные фотографии в стилистике кадров из фильмов категории Б, сделанные под воздействием и практически физического ощущения концентрации информационного поля в 90-х. Люблю супрематические скульптуры тренирующиеся на настоящих гимнастических снарядах (выставка SALTO-MORTALE в XL-галерее). Из относительно новых - перформанс с LED бейджиком на тему расширения инструментария в общении.
Возвращаясь к вопросу участия в художественной жизни, могу сказать одно, что уж если заниматься современным искусством, то нужно делать действительно что-то инновационное. Поэтому большая часть времени у меня проходит в перманентных сомнениях по поводу качества идей и формы. Незаезженная форма (язык, техника) произведения имеет для меня огромное значение, потому что количество даже не вторичных, а десятеричных произведений на российской художественной сцене зашкаливает. Эти бесконечные инсталляции из лакированных чехословацких шкафов и девушки в земле под стеклом — сколько можно? Хочется левитации, нуль транспортировки, ну и архитектурной деятельности в качестве художественного языка.