Зачем нужна профессии декоратор-дизайнер, как работать с искусством и что такое «лучший интерьер» рассказывают звезды московского дизайна: дизайнер, художник Мюриэль Руссо-Овчинников и декоратор, художник-реставратор Альбина Назимова.
Мюриэль Руссо-Овчинников
дизайнер, художник
Для чего нужна профессия дизайнер-декоратор?
Все очень просто. Во всяком случае, для меня. Когда я приступаю к работе, то, прежде всего, должна понять, чего хочет клиент, понять его историю. (Потому что у каждого человека — своя история). Потом уже я делаю все, что в моих силах. Это и есть работа дизайнера. Но самое главное, о чем я не устаю повторять — это отношения, коммуникации. Люди важнее всего, важнее, чем продукт, который создается в конечном результате.
Для меня работа с искусством, (я и мой муж Никола — профессиональные художники), привычна и приятна.
Мы активно работаем с искусством в интерьере. Предлагаем современную живопись, скульптуру, объекты, фотографии и т. д. нашим клиентам. Специально для этого, как я уже говорила, мы спланировали ряд квартирных выставок, которые достаточно регулярно проходят у нас в мастерской. Наша работа — не только предлагать, но и объяснять искусство. Работа непростая, потому как современное искусство — непростое искусство.
Для меня хороший интерьер, лучший интерьер — это, конечно, интерьер с искусством, но прежде всего, интерьер с историей, личной историей. Меняется твоя история — меняется и твой интерьер. Я могу рассказать про это на собственном примере. Ты была у меня в доме, помнишь, 10 лет назад, когда мы его создавали, он был белый и минималистичный? Мне было в нем комфортно. (Дом — это место, где я должна чувствовать себя хорошо). И вот, буквально два года назад я все поменяла. Вдруг возвращаюсь в Москву из отпуска и понимаю, что мне холодно в моем белом интерьере. Я все перекрасила, поменяла палитру и получила совсем другой мир. Может быть, это возраст... Но, главное, знать, чего ты хочешь, потому что есть невероятное количество людей, которые этого совсем не знают.
Альбина Назимова
декоратор, художник-реставратор
Профессии архитектор, дизайнер, декоратор, (именно в таком порядке) — профессии разные. Архитектура — это искусство. Дизайн — декоративно-прикладная дисциплина. Ну а декоратор — это служба быта: одну занавеску снял, другую повесил. Декоратор — это повар, который пошел на рынок, купил продукты, приготовил обед. Дизайнер — фермер, он все вырастил сам, то есть все сам придумал и все рассчитал.
Люди, обычно, приходят в готовое пространство. Нравится оно им или нет, оно есть, оно уже данность.
Иногда люди говорят, им здесь плохо, неуютно, разные бывают претензии. А ты приходишь и видишь, что здесь все просто замечательно. (Мама, например, поселившаяся в моем доме, сначала была очень им недовольна. Говорила, что и пяти минут здесь не выдержит, что все здесь неудобно, все некрасиво, все неправильно. А потом поступила с домом по принципу стерпится-слюбится).
Все мы абсолютно разные. И необходимо адаптировать реальность помещения к мнению людей о нем. На что приходится тратить время, силы. Знаете, есть проводники в лесу. Вот и я — проводник. Иногда бываю полупроводником...
Заказов от незнакомых людей не принимаю. Потому что не понимаю, кто вы, а вы не понимаете, кто я. А делать что-то просто так мне не интересно. Бывает, что мои близкие люди начинают тратить деньги, силы, нервы и все равно не получают того, чего им хочется. Тогда я могу вмешаться в процесс и помочь им сориентироваться в вещевом пространстве.
С искусством в интерьере, разумеется, работаю. Я считаю, что стенка существует именно для того, чтобы вешать живопись, графику, фото, ну и т. д. Но все не так просто. С искусством сложно работать при большом количестве мебели. Мебель информативна сама по себе: фактуры, поверхности, детали. Искусство же самодостаточно. Выбор мебели, вещей обязан подчиняться тому, что висит на стенах, которые существуют исключительно для искусства. Диваны не должны на себя брать больше.
Лучшие интерьеры — это, разумеется интерьеры с искусством. Лучшие интерьеры — это те интерьеры, когда ты не понимаешь, какого они времени.
Разумеется, имеют право на существование и другие, жутко связанные с модой, что называется, остромодные. И фэшн, и интерьер, конечно взаимосвязаны. Одни и те же модные ткани вы выбираете и на одежду, и на обивки, и на драпировки. С этим же рисунком делаются ковры. Все висит в воздухе. Все зациклено. Все находится в постоянном движении. Все гоняются друг за другом, и ты уже не понимаешь, ты догоняешь или тебя догоняют, ты бежишь первым или последним. Все движется по кругу. Просто в разных частях этого круга разные вещи и разные периоды становятся то более актуальными, то менее актуальными.