Это последняя, четвертая беседа с московским декоратором Анной Муравиной, исполнительным директором Объединения декораторов интерьера (ОДИ). Анна Муравина работает совместно с Ладой Гусевой (Дизайн-бюро «MUGU Interiors»), входит в первую десятку дизайнеров России. Анна Муравина одна из первых стала активно внедрять искусство в интерьеры и преуспела в этом, делая прививку вкуса, что было важно в девяностые и нулевые. В этом интервью она рассказывает, как сегодня работает с искусством, о личных вещах с историей и о старых резных львах, выброшенных на помойку...
Анна, а как сегодня вы работаете с искусством в интерьере? Сегодня это сложнее, чем, скажем, было вчера?
Сейчас с искусством сложно. Сегодня наши заказчики либо уже имеют коллекцию, очень хорошую, которую просто надо правильно развесить, разместить в интерьере, либо не готовы тратить деньги на искусство. И вот тогда нужно развесить в интерьер просто то, что называется, цветовые пятна. С точки зрения дизайна интерьера — это нормально, но к искусству отношение имеет поверхностное.
Я помню, в самом начале нашей работы у нас случилась курьезная история. Заказчица пришла принимать полностью законченный дом и говорит: «Работа не доделана, а где же книги в библиотеке?» Мы обомлели, даже дар речи потеряли.
Вот такая огромная культурологическая разница. Помните, как раньше в газетах писали: «Два мира -два детства». Ведь объяснить человеку невозможно, что книги не подбираются дизайнером, что они для чтения, а не для красоты. Мне как филологу по первому образованию вообще все это дико!
Теперь у нас очень достойные заказчики, как правило, с огромными библиотеками, с коллекциями. У заказчиков этих и вкус великолепный, и работать с ними приятно. И я снова и снова убеждаюсь в истинности утверждения о том, что «подобное притягивается подобным».
А были ли у вас в практике случаи, когда вы шли «от искусства к интерьеру», а не наоборот?
Конечно, например, однажды мы создавали интерьер спальни, отталкиваясь от портрета хозяйки, который она хотела там видеть.
Выбор цветовой гаммы, стиля, настроения комнаты — все мы взяли из этой картины. Интерьеры всегда получаются очень гармоничными, когда у них есть такая «отправная точка».
Ею может быть и какой-нибудь предмет мебели — любимый и дорогой сердцу. Личные вещи с историей повышают качество интерьера, что всегда ощущается на некоем тонком уровне. Они, если даже ценности особой не представляют, дороги как память. И это всегда так чувствуется!
Время циклично. Я никогда не забуду, как будучи школьницей, требовала, чтобы выбросили из нашей квартиры огромное старинное пианино, которое занимало пол — комнаты и очень мешало.
А мама часто вспоминает, как она тащила на помойку тяжеленные карнизы из красного дерева с навершиями в виде резных львов...
И некому было остановить, потому что вся страна жила по принципу «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» Это у нас в крови, у россиян. Европейцы мудрее. Они все сохраняют и применяют. Поэтому их интерьеры подчас выглядят органичнее. Я вот тоже недавно откопала старый бабушкин буфет на даче, проверила, перекрасила. Шедевр получился!
В предыдущих интервью мы много говорили о стиле и стилях, в том числе, и о вашем авторском стиле. Можно немного рассказать о ваших последних проектах?
В последнее время нам очень везло. Мы работали в Америке и Европе, в том числе в Испании, Англии и на Кипре. Это огромный опыт, это безумно интересно. В Испании, например, совершенно другой цвет самого воздуха. И колерные карты, которыми мы пользуемся здесь, там не работают. В Испании мы в одном доме гостиную перекрашивали семь раз! Просто не могли попасть в цвет, потому что цвета, при попадании на стены, вели себя совсем не так, как мы привыкли... В Англии, наоборот, все очень похоже. Там, как и у нас, во всех цветах должно быть немножко серого, цвет не должен быть чистым и ярким. У нас в интерьерах нельзя использовать открытые цвета. Цвет должен быть слегка приглушенным. Люди часто думают, вот покрашу в оранжевый цвет комнату, и будет у меня солнечно, радостно. Ничего подобного. Потому что серое небо за окном сильно контрастирует с оранжевым, и от этого настроение станет еще депрессивнее. Исторически, в русских усадьбах, стены всегда красили и в синий цвет, и в бирюзовый, и в коралловый, но это не такой синий, как в Испании или Италии. Он чуть- чуть сложнее должен быть, и благороднее...
К сожалению, наша российская жизнь устроена таким образом, что не всегда можно все фотографировать. Я очень люблю наш недавно законченный проект в Лондоне, но никогда его не смогу показать и даже рассказать о нем. Таково было условие. Что касается общественных интерьеров, два года назад мы сделали Аркадию Новикову «White Cafe» очень милое, популярное место, которое живет своей жизнью. Сейчас мы работаем над парой прекрасных загородных домов и квартир, которые, я надеюсь, смогу опубликовать, когда закончу.
И, наконец, Аня, последний вопрос, вы предпочитаете работать с большими или маленькими интерьерами?
В нулевые годы люди строили дома по 3000 кв. метров. Теперь они стоят пустые, заколоченные, потому что их не в состоянии даже протопить, не говоря уже о том, чтобы отделать.
Сейчас огромный дом — это 1000 метров, как правило, не больше.
Нам все равно, с большими или маленькими площадями работать. Единственно, что я могу сказать, по опыту, это совершенно не влияет на срок проекта. Что 1000 метров дом, что 100 метров квартира. Все равно на проект уходит три месяца. И стройка будет плюс — минус одно и тоже время длиться. Потому что надо пройти одинаковые стадии и с большой площадью, и с маленькой. Условно говоря, штукатурка сохнет столько, сколько сохнет. И раньше начать красить нельзя...