Архитектор Ярослав Усов (архитектурное Бюро Дизайнус), профессор МААМ, член Правления Союза Архитекторов России и лауреат множества архитектурных премий позиционирует себя как «архитектор без компромиссов». Свой стиль называет современным минимализмом. Строит дома, проектирует интерьеры. Сегодня его бюро — на пике успеха. Его комментарии об архитектурной Москве, заказчиках и вкусах, декораторах и архитекторах конструктивны и интересны.
Скажите Ярослав, ваш стиль, который вы определяете как современный, минимальный, меняется со временем или вы приверженец одного стиля?
Архитектура в целом и стиль в частности является отражением конкретной эпохи, отражением времени и общества. Меняется жизнь, меняется и стиль. Но общее определение нашего стиля «современный минимализм» по-прежнему остается.
Есть в вашем общении, в вашей работаете с заказчиком нечто особенное?
Главное в нашей работе с заказчиком, это то, что мы никогда не беремся за проекты только ради денег. Нам важна оригинальная идея. Мы никогда не делаем того, что нам самим не нравится, что не современно, даже если этого хочет заказчик. В работе мы стараемся сразу предложить оптимальное решение.
Так кто же, по-вашему, является лучшим заказчиком?
Хороший заказчик, это заказчик, доверяющий архитектору, которого выбрал, это, во-первых. Во-вторых, хороший заказчик, это заказчик, твердо понимающий, чего он хочет и не меняющий своих решений в зависимости от настроений.
Самые красивые и известные интерьеры вашего бюро — частные дома, квартиры. Предпочитаете общественным интерьерам работу с частными?
Разумеется, мы занимаемся и частным, и общественным строительством, как всякое архитектурное бюро. Но, все-таки, работать предпочитаем с частными интерьерами. Один из плюсов этой работы — более тесное взаимодействие с конечным пользователем.
Вы строите и проектируете почти 10 лет. Как изменились вкусы отечественных заказчиков за это время? В лучшую сторону или нет?
Вкусы наших заказчиков, несомненно изменились В лучшую сторону, определенно. Люди начали ездить по миру, смотреть качественную современную архитектуру, — вот и весь секрет.
Вот вы говорите, что вкусы изменились, что заказчик полюбил хорошую архитектуру, что же можно сказать о современной архитектуре Москвы? Как к ней относитесь?
Люблю Москву ночью, когда не видно всего ужаса, который был построен за последние 20 лет! Конечно, есть редкие примеры качественных зданий, но их пока единицы. В любом случае, плохое или хорошее здание — это не важно, если нет среды. Когда на улицах помойка и невозможно передвигаться, дышать свежим воздухом, каким бы здание не было хорошим — оно будет чуждо этой среде. Нужно решать вопрос комплексно. Архитектура Москвы — это не 2-3 знаковых объекта, это среда в которой мы будем не только созерцать красивые здание, но и комфортно жить.
В свете всего вышесказанного, определите ваши принципы строительства и планировки.
В наших проектах мы пропагандируем принцип свободной планировки без лишних углов и коридоров. Один из последних примеров — дом в Антоновке. Это архитектура европейского бизнесс-класса. Мы спроектировали более 400 подобных домов для частных клиентов и коттеджных поселков. Благодаря большим окнам, каждая спальня имеет собственный санузел, в то же время мы использовали низкоэмиссионное остекление, которое не пропускает холод зимой и препятствуют нагреву летом, что обеспечивает комфортный микроклимат внутри дома.
Есть в доме и неожиданные объекты, очень смешные. На балконе второго этажа, например, мы разместили полуметровой высоты зеленую улитку, которая смотрит вниз на такое же гигантское яблоко. Это же настоящий арт-объект!
В своих проектах вы работаете и как архитектор, и как декоратор, и как дизайнер, или нет?
Мы предпочитаем работать самостоятельно. В последнем проекте (дом в Антоновке) все было в одном лице, все выполнялось мной — от идеи до подбора материалов и мебели, кроме чертежей, которые готовились специалистами нашего бюро.
Тогда в каких пропорциях архитектору нужна помощь дизайнера-декоратора, и нужна ли?
На последнем проекте декоратора не было, даже шторы выбирались мной. Я стараюсь решать пространство архитектурными средствами, а не декорируя пустые стены тканями. Но это дело личное.