Этим интервью мы продолжаем серию бесед с отечественными VIP дизайнерами, по чьим интерьерам, что называется, учат студентов. Наша героиня — Ольга Точилинская, дизайнер интерьеров, (по первому образованию журналист), занимается частной практикой восемь лет, с 2007 года. С 2001 года по 2007 год Ольга Точилинская работала в программе «Квартирный вопрос» НТВ, где стала настоящей телезвездой. Ольга рассказывает о сложных задачах, смешных курьезах и состоянии отечественного интерьерного дела. Читайте, будет интересно. Следите за нашим остросюжетным сериалом.
Ольга, скажи, пожалуйста, что, по-твоему, самое главное, интересное в работе над интерьером?
Интереснее всего в работе над интерьером — это ... люди, которые будут в этом интерьере жить. Свою задачу я вижу, скорее, в том, чтобы сделать интерьер с личностным отпечатком его хозяев. И я, в данном случае, нужна для того, чтобы точно поставить диагноз, в чем люди нуждаются и, учитывая их вкусы и привычки, создать гармоничный, цельный, максимально функциональный, идеальный для жизни интерьер. Ну, а по ходу важно отсечь все ненужное, поскольку заказчики впадают в крайности, и в рамках одной квартиры, зачастую, хотят объединить все свои мечты, все стили и все цвета! Я не ратую за чистоту стиля, в современном доме это неуместно. Но канва какого-то одного стиля в каждом эклектичном интерьере должна, по-моему, прослеживаться. В последнее время у меня это — классика, прованс, кантри. Конечно, в современном прочтении.
Я, возможно, слишком консервативна — люблю материалы, проверенные временем — дерево, бумагу, камень. Очень привлекателен для меня эко-стиль. Кроме того, в любом интерьере должна быть игра, чувство юмора, история и настроение. Я против скучных и нейтральных решений. Все время провоцирую своих заказчиков — непременно нужен риск, только так можно подняться на новую ступень эстетического развития.
Твои предпочтения? Твои заказчики?
В основном, я работаю над частными квартирами и загородными домами, но были в моей практике и общественные интерьеры — кафе и бутик. Заказчики находятся сами, пока еще я ни разу не прикладывала никаких усилий — сарафанное радио работает исправно. Кто-то из друзей моих заказчиков, увидев мои интерьеры, звонит и предлагает работу. Есть «постоянные» заказчики — оформила квартиру, а деятельные люди тут же построили дом, дом закончили, а они уже готовы улучшать квартиру и т.д.
Чем вдохновляешься?
Вдохновения для работы я черпаю из путешествий и очень люблю усадьбы и виллы. Русские усадьбы — яркий пример традиций, тут же виден уклад жизни, привычки владельцев, а так же мастерство архитекторов, декораторов и художников — большинство интерьеров актуальны и сегодня, не говоря о том, насколько там уютно и хочется пожить. Ну и итальянские виллы, например, это всегда — праздник и торжество жизни. Кроме работы имею массу увлечений, трачу все свободное время на них — путешествую, хожу в музеи, театры, катаюсь на лыжах, велосипедах, яхтах! Это тоже вдохновляет.
Ты работала на телевидении и стала за несколько лет настоящим профи, расскажи о законах жанра телевизионной работы.
На НТВ, в «Квартирном вопросе» я, по сути, совмещала все виды деятельности — работала редактором и режиссером, снимала сюжеты об интересных, авторских, интерьерах; работала с дизайнерами и архитекторами — можно сказать, выступала цензором. Зная законы жанра, старалась подкорректировать работу дизайнера под наши, телевизионные требования. Тем более, что у нас был важный элемент игры — дизайнер должен психологически верно угадать и сделать интерьер для конкретных людей, с учетом их особенностей, но не будучи с ними знакомым и не руководствуясь их пожеланиями. В данном случае я тоже подстраховывала — говорила, где можно рисковать, где не стоит, на что сделать ставку. И часто в таких случаях в основу интерьера ложились увлечения героев, а то и вообще, интерьер создавался от частного к общему. Была, например, какая-нибудь вещь с историей, она и становилась точкой отсчета.
А еще «Квартирный вопрос» стал для меня отличной школой — мало того, что мы делали изначально всего за неделю (потом за две) интерьер одной комнаты для проекта, то есть, организовать нужно было все настолько четко, чтобы за этот короткий срок не только отремонтировать-отделать и обставить, но еще и снять, и смонтировать, и в эфир вовремя выдать. И обо всех новинках в мире дизайна знали, поскольку об этом нужно было написать, рассказать и лекции об этом почитать в разных учебных заведениях — от школы «Детали» до МАРХИ. Мне все это было безумно интересно. Так что уже к концу года работы я имела колоссальный опыт, в том числе опыт в сфере покрасочных и всех других отделочных работ, технологий и прочего. За 7 лет работы я почувствовала себя не столько журналистом, сколько прорабом, дизайнером и чуть-чуть художником. Кстати, приходилось «в нагрузку» работать в кадре — расставлять вазочки-цветочки, вешать шторы. Так что, теперь я знаю, как развесить все существующие виды штор, столько я их за эти годы перевешала!
Бывали в твоей практике слишком сложные задачи?
Иногда бывает интересно работать, когда задача «слишком сложна» — у меня был случай, когда я дважды, с разницей в 5 лет, декорировала один и тот же загородный дом в Рузе. История семьи очень занимательна — 4 поколения, живущих в разных концах мира — бабушки-дедушки на Украине, мама — в Москве, папа, по работе, в Нижневартовске, их дочь со своей семьей — в Лондоне. И вот решили они обустроить «родовое гнездо», где могли бы все вместе собираться и выбрали Рузу. Купили готовый дом с крайне неудачной планировкой и низкими потолками (всего 2.40 м) и не хотели глобальной стройки, хотели быстро. Пришлось обратить взоры к декору, и все, что можно было, перекрасить. Самое сложное было уговорить старшее поколение на белые полы. Зато теперь все соседи взяли это на заметку!
Бывали в твоей практике смешные курьезы?
Смешного в нашей работе так много, что порой грустно. Не так давно я выяснила, что есть рабочие, которые просто не видят разницы между желтым и оранжевым цветами! Мало только написать на стене — желтый, надо еще, оказывается, подписать банку с краской! Или, вот еще, веселый случай был, с ванной комнатой, где пол выложен в черно-белую, шахматную, клетку. Заказали плитку из коллекции Форназетти, приходит день доставки, мне звонят со склада и сообщают, что пришла партия с разницей белой и черной плитки по толщине аж в 5 мм (оказалось, что это допустимо по документам фабрики).
Рабочие возмутились такому допуску и потребовали одинаковую по толщине. Поставщики нашли выход — предложили плитку меньшую по размеру, но одинаковую по толщине. Мы радостно согласились и в этот же день нам ее привезли. А рабочие, нужно заметить, уже очень ждали эту плитку, чтобы начать работать. Поэтому, я приехала в этот же день, взяла чертеж старой раскладки, где был размер 30Х30, села и старательно перечертила конфигурацию ванной, чтобы «разложить» вручную плитку 20×20 см. Все сделала аккуратно, хоть и «на коленке», выдержала ровным видимый край, подписала: «Шахматная укладка по диагонали, плитка 20×20 см, чередование черной и белой», а вот закрасила карандашом, обозначая черную плитку, только по периметру, ряда два, поскольку ванная большая, плитка маленькая, не быстро это вручную делать. Еще раз спросила рабочих, все ли понятно и, со спокойной душой, уехала. Утром возник срочный вопрос у электрика и мне пришлось заехать на стройку. Каково же было мое удивление, когда я увидела в ванной комнате готовый пол! Посредине зияло белое пятно! Рабочие, гордо окидывая взглядом выполненную работу, сказали — «Все по вашему рисунку сделали! Еле плитки хватило, вы ж и белой, и черной одинаковое количество купили!»
Я, потрясая старым чертежом, где была раскладка плитки размером 30Х30 вопрошала, не показалось ли им все это странным — и что в прошлом варианте нет белого пятна, и что плитки куплено одинаковое количество?! Нет, им, гарным украинским хлопцам, не показалось это странным, мало того, один сказал: — «Вы же, дизайнеры, все с придурью...» Хорошо, времени прошло мало, отковыряли, отмыли, переложили. А заказчикам даже не рассказывали.
Что ты думаешь о состоянии современного интерьерного отечественного дела?
Москва, конечно, является исключением — все чаще встречаешь достойные внимания интерьеры кафе, офисов и частных квартир. Прогресс не такой быстрый, как хотелось бы, но он есть. В этом смысле образовывают и телевизионные интерьерные программы, и специализированные журналы, и фестивали, и выставки. Интерес, несомненно, огромный. А вот в провинции, например, в Краснодарском крае, откуда я вернулась неделю назад, дело обстоит плачевно. Большой компанией мы искали приемлемую гостиницу. Разбились на 2 команды и 2 часа, с агентами, объезжали «лучшие» отели. И ведь люди вкладывают деньги в эти «интерьеры», это их бизнес. Мы заметили две крайности — практичность (все, даже изнутри, отделано пластиковыми панелями — так легче моется) и «роскошь» — все в золоте, лепнине, какие-то неуместные «малые формы» — чудовищные толстые амурчики и при этом потолки 2.40 см. С трудом нашли то, что со скрипом всех устроило — трехэтажный таунхаус, в котором явно ступала нога архитектора. Там была красивая дубовая, с ковкой, лестница, отлично, со вкусом, отделанные санузлы и при этом жуткого розового цвета стены в спальнях и еще ужаснее постельное белье! Пришлось закрыть глаза «на мелочи», хотя, по большому счету, именно мелочи и формируют, в конечном счете, впечатление от интерьера. Аксессуары, качество текстиля, цельность и единство интерьера, крайне важны.
Декоратор, дизайнер, архитектор — как распределяются роли? Может ли один без другого жить?
Как показывает практика, все зависит от широты взглядов каждого отдельно взятого человека, который работает над интерьером. Есть люди, такие, как Шехтель — и архитектор, и дизайнер, и декоратор — все в одном флаконе! А есть архитекторы, которые отлично работают в тандеме с декораторами, главное, творить на одной волне и преследовать одну цель — гармоничный интерьер. Иногда, после работы архитектора, очень хочется немного «вдохнуть жизни» в интерьер — настолько все выверено, настолько пространство «правильное», что бывает и не расслабишься! А декоратор с помощью простых аксессуаров способен «разрядить» обстановку, сделать ее уютной и обжитой.
Когда я работаю над очередной квартирой, так или иначе, тоже выполняю архитектурные задачи — строю пространство для жизни. Но понимаю, что я, скорее, ведома тем, что дано, я не пытаюсь создать что-то «нечитаемое». Уже существующее пространство задает тон, а я лишь меняю его, сообразно своим идеям, с помощью дизайнерских приемов, с помощью цвета и фактур. Вообще тема «обманок», по-французски «трамплей», ( целое направление в дизайне), мне бесконечно близка.
Какой из этапов своей профессиональной работы любишь больше всего?
Больше всего люблю завершающий этап, когда основные, строительные и отделочные, работы закончены, и остается самое приятное — текстиль, картины, рамки, фотографии, аксессуары. И так жаль, если у заказчиков к этому моменту не остается ни денег, ни сил.
У каждого дизайнера, я уверена, есть какие-нибудь творческие идеи, которые, непременно, хотелось бы реализовать. Мне, например, удалось как-то раз продвинуть идею создания семейного герба, которым мы украсили все межкомнатные двери. И еще пару раз просто красиво прописали заглавные буквы имен владельцев на каждой двери.