Дизайнер Анна Муравина, исполнительный директор Объединения декораторов интерьера (ОДИ), работает совместно с Ладой Гусевой (Дизайн-бюро «MUGU Interiors»). Как мы уже писали, Анна Муравина входит в первую десятку дизайнеров России. Третьим интервью мы продолжаем серию бесед с Анной Муравиной. Она рассказывает об особенностях отечественного менталитета, нашего отношения к деньгам, русских интерьерах и как сделать так, чтобы заказчик не думал, что декоратор пришел его обчистить. Продолжение следует.
Аня, есть мнение, что в России все вторично в смысле дизайна, декора, правда ли это?
Я вовсе не считаю, что Россия вторична, что мы догоняем автобус. У нас просто есть особенность менталитета. В России на протяжении времен «нет пророка в своем отечестве». И при интерьерах одного уровня сейчас же отдадут предпочтение иностранцу, не потому, что он лучше, а потому что он иностранец. И это касается не только интерьеров. Это касается и врачей, гувернанток. Это было и в 19 веке, когда приглашали французов, чтобы они детей воспитывали. Я не думаю, что наши интерьеры плетутся где-то в хвосте. Но со свойственным Европе снобизмом, мало кто из иностранцев закажет интерьер русскому дизайнеру. Мы только однажды делали интерьер на Кипре для киприотов, а не русских. И то потому, что нас англичане им рекомендовали. Все остальные заказчики в Европе и Америке — русского происхождения.
Как вы ищите и находите заказчиков?
Конечно, лучше всего, когда тебя кто-то кому-то рекомендует. Заказчик к тебе приходит уже с определенной долей доверия. Российский заказчик отличается от европейского тем, что он даже когда деньги платит, все равно продолжает не доверять. Ему кажется, что дизайнер обчистит его, не то предложит. Это нам с вами всем свойственно. Мы и когда к врачу пойдем, получим диагноз, потом еще к трем сходим, на всякий случай, чтобы первого перепроверить. Это наше, русское. Когда приходит заказчик от тех людей, кому ты что-то делал, он тебе уже больше доверяет, потому что друзья ему сказали, что можно, не обчистит. Это важно. Это экономит время.
Ваши предпочтения? Больше любите работать с частными интерьерами или с общественными?
Мое предпочтение — работать с симпатичными, приятными и близкими по духу людьми. Общественные интерьеры делать проще, с одной стороны. Потому что заказчик всегда озвучивает бюджет. Он говорит, вот у нас есть ресторан или магазин. Открыть надо тогда, деньги закончились вчера, осталось совсем немножко, срок такой-то. И ты придумываешь, как вложиться в эти средства и сроки. С частным заказчиком работать сложнее. Он, как правило, не озвучивает бюджет. А не зная бюджета, приходится несколько раз переделывать. Ты делаешь под один бюджет, а он говорит, нет-нет, мне это дорого.
Как правильно говорить с заказчиком о деньгах?
Я в школе «Детали» провожу двухдневный тренинг по психологии общения с заказчиком. Студенты работают в парах, группах, по ролям: заказчик — дизайнер. Очень много это дает для понимания.
В рамках тренинга предлагаю также вспомнить все то, что они слышали о деньгах в своем детстве. Мы записываем на доске, что деньги это — «зло», что «деньги невозможно заработать честным путем», что «счастье не в деньгах», и т. д.
Мы же все с вами родом в той или иной степени из Советского Союза! Потом смотрим, анализируем, как эти стереотипы, которые в нас сидят, влияют на нас — на неумение обсудить свой гонорар, на стеснение по этому поводу... Девяносто процентов дизайнеров не могут адекватно обсуждать финансовые вопросы со своими заказчиками. Они краснеют, бледнеют, шаркают ножкой и вспоминают, что в приличном обществе о деньгах не говорят.
Я уже говорила, что хороший дизайнер должен быть оратором. А еще он должен быть психологом, чтобы правильно выстроить отношения с заказчиком. Поэтому нам всем еще есть чему учиться и куда развиваться.
Публикации значимы для карьеры?
Очень важны: во-первых, это шанс, что бы люди тебя увидели. Отчасти, они еще и самооценку поднимают. Но есть журналы, в которых лучше не быть опубликованным. Если в таких журналах опубликуют дизайнера, это будет крест на его карьере в среде «правильных заказчиков».
И последний вопрос, Аня, декоратор — дизайнер — это путаница в терминологии или разные профессии?
Путаница в терминологии. Эта путаница возникла из-за того, что в России традиционно художником — декоратором назывался сценограф, работающий в театре.