Все о дизайне рассказал Дима Логинов, выпускник московской Международной Школы Дизайна и английской Rhodec International School, обладатель множества международных наград в области дизайна, в том числе двух самых престижных — iF Product Design Award и Red Dot Product Design Award. Дима Логинов - автор дизайнерских коллекций, созданных для таких всемирно известных компаний, как VitrA, Microsoft, Elle Decoration, Studio Italia Design. Его работы экспонируются на главных выставочных площадках мира: iSaloni Milano, Maison&Objet, Mosbuild, Decorex, Design Week Miami, Moscow Design Week.
Предметный дизайн — интегральная часть рыночной экономики. У западных дизайнеров на этот счёт нет никаких сомнений. Как вы считаете, почему наши российские дизайнеры менее ориентированы на коммерческую сторону дизайна?
Ответ очевиден — коммерческий дизайн появится только тогда, когда бизнесу захочется производить предметы дизайна.
Выгодно ли быть дизайнером и заниматься этой профессией в России?
Можно быть российским дизайнером, а работать для компаний в тех странах, где дизайн производится. Сегодня уже никого не интересует, откуда вы. Впрочем, это не мешает дизайнерам самим производить свой дизайн, пусть и не в промышленных масштабах, удовлетворяя локальный спрос. И у нас есть такие дизайнеры.
Единой точки зрения, что такое дизайн — нет. И каждый дизайнер даёт свое определение. Ваше определение?
Для меня дизайн — это способ интересно жить.
Дизайн создается легендарными людьми. Кто оказал на вас максимальное влияние?
На формирование моей личности, моего вкуса и особого видения мира повлияли отнюдь не дизайнеры мебели, а культура в целом. В этом смысле клипы Rolling Stones, музыка Tori Amos и фильмы Бернардо Бертолуччи повлияли не меньше, чем архитектура Мис ван дер Роэ.
В чём сущность деятельности дизайнера?
Однозначного ответа нет. Например, если речь идёт о дизайнерской мебели, то здесь всё очень похоже на создание дизайнерской одежды. Часто обе эти сферы рассчитаны на определённый вкус, определённый кошелёк. Дизайнер может позволить себе несколько больше свободы, нежели, например проектировщик котельной. В любом случае, каждый дизайнер ответит на этот вопрос по-своему.
Классические критерии дизайна — функциональность, конструктивность, экономичность, эстетическая выразительность. Какие критерии выделили бы вы?
Я категорический противник рассуждать о правилах в дизайне, потому что их не существует. Вот вам пример — знаменитая ваза «Сопли» Марселя Вандерса. Функциональность? Едва ли в вазу поместится больше одного цветка. Впрочем, едва ли вообще кому-то в голову придет помещать в неё цветок. Конструктивность? По отношению к вазе это понятие вызывает много вопросов. Экономичность? Конечно, нет. Эстетическая выразительность? Несомненно. Но помните, я говорил о дизайнерской мебели и часто весьма особых вкусах ее покупателей? Так что и здесь не для каждого покупателя «отсканированные сопли», превращённые в вазу, будут восприниматься как эстетическое совершенство. Тогда почему же этот предмет стал таким знаменитым? Просто потому, что это — классный дизайн.
Какие критерии современного дизайна доминируют на данный момент?
Новизна и предчувствие трендов.
Что такое «хороший/плохой дизайн»?
То, что нам кажется неудачным сегодня, завтра станет бестселлером. Так, например, случилось со стулом Вернера Пэнтона, который никто не хотел производить более десяти лет. С тех пор прошло 50 лет и стул Panton — везде. Другой пример - первые годы карьеры архитектора Захи Хадид. Прочтите, что писали о ней критики ! Я не уверен, что мы все хорошие эксперты в этих вопросах. Время — лучший эксперт.
Что бы вы посоветовали студентам, получающим профессию «дизайнер»?
Для начала прочесть авторизованную биографию Стива Джобса (Уолтер Айзексон. «Стив Джобс»). И принять, как данность, мысль о том, что учиться придётся всю свою жизнь. Причем, не только дизайну.
Что дало вам толчок и стало рубежным в профессиональном развитии?
Я начал заниматься дизайном в сознательном возрасте, попробовав до этого несколько разных профессий. Это был, возможно, самый ответственный шаг в моей жизни. Поэтому я чётко решил, что отныне, чтобы ни случилось как бы трудно не было, я буду стараться делать только то, что мне действительно нравится. Это было рискованно, но сработало. Благодаря такому опыту я научился говорить «НЕТ».
Насколько важно для дизайнера участие в выставках, конкурсах?
Если предлагают выставиться на интересной площадке, а все расходы берут на себя (спонсоры или организаторы ), конечно, стоит серьёзно отнестись к такому приглашению. Если же вы только начинаете карьеру, не стоит тратить все деньги на SaloneSattelite, например. Исключением может быть лишь безоговорочная уверенность, что ваш дизайн станет бомбой и восхитит всех западных журналистов и производителей! Впрочем, площадка для молодых дизайнеров на миланском салоне SaloneSattelite — хороший коммуникативный опыт. Очень полезно посмотреть как работают и «продают» западные коллеги, что они показывают, как работают с полиграфией, как разговаривают с посетителями.
Какие области в дизайне для вас интересны? В каких вы проявляете себя максимально и какие кажутся перспективными с точки зрения развития в профессии?
Поскольку для меня дизайн неотделим от моей жизни и моих увлечений, поскольку сам дизайн — это увлечение для меня, а не профессия или работа, то и приоритетов нет. Не могу сказать, что мода или сценография, дизайн книг или дизайн спецэффектов в видео мне интересен меньше, чем дизайн предметов интерьера.
Какими проектами гордитесь?
Я не привык гордиться тем, что сделал какой-то проект. Но иногда, по прошествии лет, особенно если я случайно натыкаюсь на свой дизайн, я удивляюсь: неужели это сделал я?
Дизайн — проектная деятельность, важен заказ. Какие препятствия существуют при разработке проекта?
Обычно брифы, которые мне присылают компании, содержат всего одну фразу: «Придумай что-нибудь необычное и увлекательное, как ты любишь». Мне повезло с моими заказчиками.
Когда разрабатываете проект, учитываете тенденции в этом сегменте дизайна?
Мне это ни к чему, у меня неплохое чутье на тренды. Я не анализирую на стадии создания дизайна. Садясь за компьютер, я уже знаю, на какие идеи стоит обратить внимание. Это не значит, что после того, как моя основная работа завершена, над продуктом не работают другие профессионалы: технологи, маркетологи, специалисты по пиару и т. д.
Российскому дизайнеру сложнее проявить себя за рубежом? Или это — миф?
Чаще ему даже легче это сделать. Ведь для западного сообщества русский в профессии, в некотором роде, шок. А это значит гарантирован повышенный интерес.
Расскажите подробно о любимом проекте, как происходил процесс проектирования, какой опыт вы приобрели?
Я не испытываю сентиментальных чувств к своим проектам. Меня больше интересует то, что я ещё не сделал. Но, конечно , я с теплом вспоминаю работу с людьми. Например, для меня потрясающим опытом было работать с VitrA и в профессиональном плане, и в человеческом. Люди, работавшие в компании над производством моего дизайна, стали мне хорошими друзьями. Теперь нас связывают не только профессиональные отношения.Вы только представьте, в этом году мы готовим 6 отдельных коллекций керамической плитки, огромный объём. С VitrA работать очень интересно. Дизайнер задействован на всех этапах — от презентации концепций до многочисленных интервью после её появления в витринах шоу-румов.
Что переживали, когда впервые увидели опытный образец, изготовленный по вашему проекту?
Я был подавлен. Прототип был сделан очень хорошо. Но меня пугала мысль, что всю эту кашу заварил я.
C какими компаниями-производителями сотрудничаете? Что даёт такой опыт?
Я уже несколько лет сотрудничаю с итальянскими компаниями Studio Italia Design и Artex, которые выпускают коллекции светильников и мягкой мебели. Для VitrA создаю коллекции керамической плитки, для Microsoft сделал несколько вариантов обоев для рабочего стола, для Elle Decoration занимался выставочным дизайном. Что может дать такой опыт? Способность конкурировать на международном рынке.
Вы следите за показателями продаж своих моделей?
Любой дизайнер должен понимать, что производимый предмет — не повод сесть и похлопать самому себе. Нужно двигаться дальше, придумывать новое. Один или два проекта ничего принципиально не меняют в жизни дизайнера. И я это отлично понимаю. Поэтому, к тому моменту, когда я увидел свои предметы в витринах магазинов, я уже был поглощён новыми проектами. Конечно, я знаю показатели продаж моих моделей. Они меня радуют.
Ваша последняя разработка?
Это диван The Fifth Avenue для итальянской компании Artex. Его можно увидеть в шоу-руме модного дома Salvatore Ferragamo, что в двух шагах от знаменитого моста Ponto Vecchio во Флоренции.
Насколько важно продвижение в соц-медиа, бумажных и он-лайн СМИ для дизайнера? Как соблюсти баланс между требованием общества быть максимально открытым, социализированным и желанием сохранить внутренний мир, который дает силы для творческого поиска?
Пожалуй, вопрос о балансе приватности внутреннего мира и требовании времени быть открытым миру — самый интересный. Я до сих пор не смог решить его для себя. Но все-же, мне сложно переоценить те возможности, которые нам дал интернет. Без него всё было бы по-другому.
Что вас вдохновляет?
Искреннее выражение чувств. Помню тот день, когда меня наградили в «Доме на Брестской» первым местом за мой дизайн. И я, конечно, был очень рад этой награде. Я ехал домой на метро и увидел, как на платформе встретились три уже очень немолодые подруги. Было видно, что они счастливы и рады встрече. Когда двери закрылись и мой поезд тронулся, я подумал: «А ведь это самое лучшее, что произошло со мной сегодня — вот эти две секунды искренней радости, которые мне удалось подглядеть».