Дизайнер Анна Муравина, исполнительный директор Объединения декораторов интерьера (ОДИ), работает совместно с Ладой Гусевой (Дизайн-бюро «MUGU Interiors»). В первом интервью для нашего сайта Анна рассказала о моде во всех смыслах, в том числе о моде интерьерной. В своем втором интервью она рассказывает о том, что такое современный стиль, «авторский стиль», стиль «круче, чем у Кузи» и «сделай мне во всех стилях, мне на все денег хватит»...
Продолжение следует. Третье интервью Анны Муравиной читайте в ближайшем будущем.
Нынче модно говорить об авторском стиле? Так что же это такое, авторский стиль, Анна?
Иногда говорят, что авторский стиль — это самовыражение автора. С таким определением я категорически не согласна. В области дизайна интерьера, естественно. Потому что нечестно самовыражаться за счет заказчика. За свой счет — пожалуйста, самовыражайся сколько хочешь, клей себе обои на потолок, хоть газон туда помещай. Но делай это у себя дома, пожалуйста.
Для меня авторский стиль — это отражение личности человека, это индивидуализация, когда ты делаешь интерьеры для конкретного человека или семьи. Конечно, у хорошего профессионала всегда есть свои особые приемы и авторский почерк. И вот когда эти фирменные приемы накладываются на отражение личности заказчика, тогда и появляется авторский стиль. И тогда он совершенно уникален. И интерьеры получаются уникальные.
Что характерно для твоего авторского стиля?
Мы много лет работаем вдвоем с Ладой Гусевой. Больше 15 лет мы вместе и нас всегда спрашивают, как супругов со стажем: «Вы все еще вместе?» Ведь за это время распались все творческие дуэты, которые начинали одновременно с нами...
Мы все время договариваемся, потому что Лада более консервативна, а я склонна к большей смелости и риску. Мы договариваемся, и в результате появляется наш авторский стиль. Мы о нем специально не думаем. Но мы растем и развиваемся ни на секунду не останавливаясь, и все время подталкиваем друг друга двигаться вперед.
Как вы развивались все эти 15 лет?
Девяностые были лихими годами. Заказчики приходили к нам с фотографиями квартир своих друзей и говорили: «Сделай мне круче, чем у Кузи». Мы делали круче, чем у Кузи, которого мы даже никогда в жизни не видели... До сих пор мне интересно, как там тот Кузя это пережил. Реальная история, не выдуманная...
А потом люди начали потихонечку ездить по миру. Стали бывать не только в Турции и Египте. И им очень хотелось мини-бар в спальне. Некоторые просили повторить им Мальдивы. И нам очень долго приходилось объяснять, что Мальдивы повторить невозможно....
В девяностые-нулевые всем хотелось всего и сразу, как купцам Морозовым, один из которых на вопрос, в каком стиле дом строить, ответил Федору Шехтелю: «Ты во всех строй, у меня на все денег хватит».
Сейчас люди начали, наконец, считать деньги, что, наверное, хорошо, но гораздо сложнее для тех, кто привык работать с «неограниченными бюджетами».
У заказчиков стал лучше вкус, что тоже хорошо. Они поездили по миру, посмотрели, на себя примерили.... Многие теперь читают профессиональную литературу, хотят получать как можно больше информации. Выписывают интерьерные журналы. Слушают лекции. Появилась потребность в дополнительном образовании для людей, которые не занимаются профессионально дизайном, модой. И это меня особенно радует!
Давай, еще поговорим о стиле и стилях...
Я не очень люблю говорить о стилях, потому что, какой интерьерный стиль сегодня не возьми, все равно он будет называться словом эклектика. Чистых стилей давно не существует. Я бы назвала то, что делаем мы словами «современная классика». У нас много классических приемов, архитектурных элементов. В тоже время, выбор мебели определяется в соответствии с пожеланиями заказчика. У нас нет пристрастия к очень классическому, очень этническому или очень современному. Наш стиль — это некий интеллигентный микс-коктейль, замешанный под индивидуальность и потребности заказчика.
Если говорить конкретно, то всегда желательно, чтобы были высокие потолки, например. Если их нет, то можно создать иллюзию, чтобы они казались повыше. Для этого существуют различные декораторские приемы. Можно, например, не делать границу между потолком и стеной и покрасить стену и потолок одним цветом. Таким образом, стена будет переходить в потолок и создавать некоторое купольное ощущение. Можно привлечь внимание к тому, что находится внутри комнаты, к ярким принтам, яркому текстилю. Отвлечь внимание от границы.
Чем больше ты развиваешься, тем больше ты понимаешь, что в любом стиле можно сделать красиво, а можно сделать ужасно. Но предлагают тебе обычно сделать то, что ты уже делал, как актеру, который всю жизнь играл комика, а мечтал сыграть трагического героя. Мы бы с удовольствием поработали в стиле хай тек — никто не предлагает. Приходят за тем, что видят на картинках в журналах.
Что ты себе не позволяешь сегодня?
Я сейчас себе уже не позволю так халатно относится к масштабам и пропорциям, как относилась раньше, когда мы только начинали. Мы с Ладой начинали как декораторы. У нас был первичный декораторский взгляд. За это время у нас выработался наряду с декораторским, и архитектурный подход. И для меня сейчас безумно важно соотношение масштаба, пропорций, золотое сечение.
Раньше я думала, что хороший дизайн интерьера может спасти любой архитектурный провал, ну или почти любой. Сейчас понимаю: даже очень хорошим дизайном плохую архитектуру исправить нельзя.
Я не могу сказать, что я в интерьере что-то не сделаю никогда. «Never say never», если цитировать классику.