Рынок он и есть рынок вне зависимости от его специфики — дизайн интерьера или продажа вертолётов — и управляется своими законами и принципами. Закон спроса-предложения гласит, что при прочих равных условиях более низкая цена повышает спрос, а более высокая — снижает его. Однако бывает и наоборот. Такую ситуацию называют парадоксом сноба или парадоксом Веблена (по имени американского экономиста и социолога Торстейна Веблена, открывшего этот феномен). Оказывается, повышать спрос может высокая цена, а ее снижение на эксклюзивный товар или услугу может «убить продажи». Главная причина кроется в желании человека продемонстрировать свой высокий общественный статус, которое подталкивает его совершать «престижные» или «показные покупки». Времена меняются, а парадоксы остаются. Своим видением этого явления поделились Марина Путиловская, Ирина Крашенниникова и Сергей Бахарев.
Марина Путиловская
руководитель «Дизайн-бюро Марины Путиловской»
Мне кажется, что человек выбирает предмет по его качественным характеристикам, нестандартному виду и комфортности. На определенном уровне клиент выбирает автоматически более дорогой продукт, как отвечающий его требованиям. Дешевый — вызывает подозрения. Хотя иногда встречаются личности странные. Одна моя заказчица, например, скупала люстры в брендовых бутиках типа Hermes, хотя я знала реальных производителей этих люстр и могла предложить купить их по более низкой цене. Но заказчица хотела именно эти из бутика в Столешниках. Во время кризиса клиенты стали меньше покупать элитных товаров, но не отказались совсем. Попытки приобрести дешевые товары (соответственно более низкого качества) быстро закончились полным разочарованием. «Престижное потребление» и желание иметь качественные вещи в интерьере охватывают сегменты осветительных приборов, мебели, отделочных материалов. Здесь присутствует еще и эмоциональный, психологический аспект. Хочется радовать себя, радоваться своему дому, а такие вещи, как любимый диван, прекрасная люстра, или наборный паркет, обладающие соответствующим качеством, приносят длительную радость. В целом, российский заказчик не готов платить за бренды — он платит за высококачественный и эффектный интерьер, который его полностью устраивает.
Ирина Крашенинникова
дизайнер
Да, с таким типом поведения заказчиков я встречалась. Это была или приверженность к стране производителю, или к бренду, или к дизайнеру. Например: «Франция — это всегда очень красиво и престижно», «хочу унитазы Devon&Devon — они красивые, как Ferrari», «хочу эти светильники — ведь это Филипп Старк». Встречается «престижное потребление» примерно в трети случаев. Проявляется простым предпочтением тех или иных предметов. Иногда заказчик сразу оговаривает бренд и настаивает именно на нем. Иногда оговаривает только стилистику, но из предложенных близких по дизайну вариантов выбирает не тот, который дешевле, а тот, рекламу которого он видел в престижном интерьерном журнале. Например, в 2008 году все заказчики, склонные к такому типу потребления, замораживали строительство до лучших времен. В тот момент продолжали финансироваться только объекты, владельцам которых нужно было срочно въехать в новую квартиру. Но этот тип заказчиков покупает, ориентируясь не на бренды, а на цены. Если человек склонен к престижному типу потребления, то даже подсобные помещения (например, гардеробную) он попросит меблировать итальянской системой хранения. Заказчик стремится выбрать лучшее из того, что может себе позволить и распространяется этот принцип отбора, не только на предметы, но и на отделочные материалы, оборудование. По моим наблюдениям, дорогие предметы интерьера российские заказчики готовы покупать чаще, чем дорогое искусство. Этим они принципиально отличаются от иностранцев, обладающих аналогичными доходами. Западный статусный интерьер всегда наполнен хорошим галерейным искусством. У нас настоящее искусство можно увидеть только в интерьерах коллекционеров или владельцев собственных галерей. Я очень люблю красивую мебель и светильники, работать с ними — огромное удовольствие, но мне всегда жаль, когда миллионы рублей тратятся на возведение стен, унитазы и диваны. а на стенах висят только постеры или гравюры или вообще ничего...
Сергей Бахарев
архитектор, руководитель студии «Однушечка»
В общении с заказчиком эффект Веблена наблюдал. Обычно это люди, ценящие высокое качество, для которых важны ощущения и эмоции. В принципе, я и сам подвержен этому эффекту, часто мне кажется, что товар с более высокой ценой лучше. Например, недавно мы искали кресло Eames. Заказчик захотел потрогать его, посидеть, почувствовать. Сначала мы зашли в салон дизайнерской мебели и исследовали оригинал — качественный металл, мягкая кожа, кресло надежное, излучающее мужественную ауру. Потом мы наткнулись на салон, где продаются реплики. Пока свежи были ощущения (визуальные, тактильные) мы исследовали копию. Это просто «небо и земля»! Другой металл, другая кожа, не те ощущения, какая-то хлипкость конструкции, хотя внешне «картинка» мало отличается. В итоге, ценность кресла-оригинала в глазах заказчика возросла и его стоимость уже не казалась заоблачной, она стала соответствовать классу продукта. Заказчик сказал, что если он купит подделку, то может быть другие этого не заметят, но он-то будет знать и чувствовать. И он готов переплатить и получить Вещь. Я в данный момент не могу себе позволить настоящее кресло Eames, но не отрицаю, что купил бы его при определенных обстоятельствах. Для меня парадокс Веблена связан не столько с подтверждением высокого статуса, а скорее с пониманием, что высокая цена подверждает высокое качество.