Архитектурный дуэт Крымов — Горяинов (Arch Group) известен многими невероятными, инновационными проектами, проектом Sleepbox, например, или проектом православного духовно-культурного центра в Париже. Они — реальные герои, пытающиеся изменить лицо города. Их профессиональный взгляд на родную столицу довольно негативен. Что же может изменить город и как, рассказывают архитекторы.
Чем для вас, как архитекторов, является Москва?
Мы родились тут и много мест связаны с детскими и личными воспоминаниями. И есть отдельные дома, подъезды и места, которые нам очень нравятся. Но в целом, Москва для нас — архитектурное разочарование. Мы воспринимаем Москву как унылый и депрессивный город. Местами даже пугающий. Москва построена не для людей, а как вместилище денег и власти. Мы много путешествовали и знаем, что есть и другой мир, другие города — более гуманные, цельные, красивые, современные. Другой — это, конечно, не всегда лучше. Но очень важно помнить, что наш город, наша среда не даны нам свыше, а создаются нами. И поэтому важно, особенно для архитектора, хотя бы раз в два месяца, ездить в Америку, в Европу, в Азию для визуальной прививки. Она просто необходима, как антидот против депрессивной картинки, которая тут отпечатывается на сетчатке.
Что в городе имеет особую ценность?
Старые здания имеют огромную ценность для любого города. В тех городах, где их нет, их очень не хватает. В Москве, в отличие от Вены или Праги, абсолютно отсутствует цельная историческая среда. Она уже уничтожена. Много лет в Москве существует практика, при которой сносили и сносят историческую постройку, а на её месте строят тоже самое, называя это реставрацией. Или что-нибудь совсем другое, более коммерчески привлекательное. Почему-то считается, что разницы нет никакой. Но когда ты подходишь к зданию, касаешься его, то ты либо понимаешь, что этой кирпичной кладке пятьсот лет, либо понимаешь, что пятьсот лет назад здесь стоял похожий дом, а это - его макет, что совершенно разные вещи.
Исторические здания — это глубина ощущений во времени, это новые слои смыслов. Историческая среда дает дополнительное качество всей вашей жизни. Конечно, дополнительное качество не является острой необходимостью, но, на самом деле, это - важнее всего.
А как насчет современной архитектуры?
С точки зрения современной архитектуры, Москва — очень проблемный город. И проблема не в том, что она плоха или ее нет, проблема в том, что нет даже понимания, какой она должна быть. Когда оказываешься в Италии, сразу все понимаешь про настоящую архитектуру. На любой римской улице можно изучать историю архитектуры, чего, увы, не сделаешь в Москве. Студент-архитектор, живущий в Риме, не только видит старую архитектуру, которая его вдохновляет, но и отношение к ней горожан, которые состоят из простых потребителей, чиновников, политиков и т. д. У итальянцев, вообще у европейцев, давно выработаны некие критерии в отношении архитектуры, архитектурно-исторической среды.. Нам же проще все снести и все забыть, построить на пустом месте какую-то ерунду, которая будет экономически оправдана.
Соответственно, вырастают целые поколения, живущие в этой архитектурной среде и считающие, что все правильно. И совершенно не понятно, в итоге, а что в Москве вообще проектировать? Каким должно быть современное здание? Одни говорят, что надо что-то отличное, надо чтобы Фуксас сделал что-нибудь, штучку какую-нибудь, чтобы она контрастировала... И сразу же возникает вопрос, с чем контрастировала? Потому что когда в Вене появляется «такая штучка», понятно, что там контрастировать можно с огромным количеством зданий разных веков. Там есть старая среда, есть бережное отношение к каждому булыжнику. Соответственно, такое же отношение будет и к тому новому, что построит современный архитектор. А у нас понимаешь, что к тому, что ты спроектируешь, отнесутся также, как к тому, что сейчас сносят и забывают.
Может быть лет через 100, 200 или 300 и появится историческая городская среда города...
Как можно бороться против плохой архитектуры?
Бороться против плохой архитектуры можно, по нашему опыту, только одним методом — хорошей архитектурой. Очень правильная сейчас начинается конкурсная практика в Москве, но важно, чтобы победившие проекты реализовывались. Честные конкурсы, инициированные и городом и инвесторами — открытые и с реализованными проектами в конце это то, что может расшевелить ситуацию. Это может подвигнуть и архитекторов, и жителей начать думать о том каким должен быть наш город и относиться к нему созидательно.