Павел Абрамов, основатель и руководитель архитектурного бюро «АРДЕПО», проектирует частные дома. Перфекционист. Всегда добивается идеального качества исполнения замысла и стремится к созданию абсолютной гармонии.
Вы как-то сказали, что «изначально правильных пространств не существует, но есть принципы гармонизации архитектурной среды». Что это за принципы?
Гармонизация пространства — глобальная задача, которую я решаю независимо от того, кто передо мной сидит, понимающий человек или нет. Еще один принцип, которому придерживаюсь — это принцип минимализма. Стараюсь убрать все ненужное, создать пустое пространство без лишних деталей, отвлекающих от внутреннего мира человека.
Ваше следование минимализму происходи от современной перенасыщенности информацией?
Все это - результат наблюдений и переживаний. Современный человек часто просто не успевает подумать, что есть такие важные вещи как душа, смысл жизни. Наверное, я говорю банальности, но ведь они никуда не исчезли.
Дом является пространством для отдыха, фоном для жизни, для чего необходимы минимум деталей, максимально адаптированное освещение и максимально функциональные решения.
Сколько в среднем занимает работа над проектом?
Опыт подсказывает, что от идеи до поворота ключа в двери требуется 3 года, иногда больше. Меньше времени потратить не получается. Люди часто не готовы ждать, особенно в наше время, которое с каждым годом всё уплотняется, когда всё так быстро меняется. Но у меня нет задачи работать быстро, о чем я сразу предупреждаю.
Так как я строю для конкретного человека, а не вообще, то мне надо увязать его внутренний мир с моим проектом. Это задача непростая, она требует времени и глубокого анализа. Когда же проект делается за два месяца, либо используют уже имеющиеся наработки, свои или чужие; либо идут на поводу у клиента, который часто не до конца понимает чего он хочет и вываливает не архитектора винегрет образов.
С чего начинается работа над проектом, к вам тоже приходят с ворохом фотографий и вырезок из журналов?
Нет, не приходят. Наша архитектурная студия не следит за модой. Я считаю, что хороший дизайн не выходит из моды, он вне времени. С этих позиций мы и начинаем разговаривать. Мы даже не говорим об архитектуре, говорим о жизни вообще. Потом я показываю, как приблизительно будет выглядеть дом заказчика, на этом всё заканчивается. И вот здесь наступает момент истины, человек понимает, туда он попал или не туда, готов ли он полностью доверяться или не готов.
Вы убеждаете заказчика в правильности той или иной идеи на стадии проектирования или на рабочей площадке?
Главное создать структуру взаимоотношений, которая как стержень будет держать всё. С моими клиентами это не так сложно, так как мы думаем одинаково, движемся в одном социальном потоке. Эти объединяющие моменты очень важны. Но архитектор должен быть диктатором. Ничего хорошего не получится, если ничего не навязывать, поскольку есть профессиональная сфера, где человек, не получивший архитектурного образования, не в состоянии равноценно участвовать в дискуссии. В лучшем случае он может сказать нравится или не нравится. И вот здесь, все уже зависит от архитектора, от его аргументированной позиции, от того насколько грамотно и внятно он может объяснить заказчику, что надо делать именно так, а не иначе.
В вашей палитре есть фактически только три цвета: белый, черный и цвет дерева. Вы сознательно придерживаетесь такой лаконичной гаммы?
Я не акцентирую внимание на цвете стен и не пытаюсь выдумывать несуществующие в природе цвета. А поскольку мы практически не используем искусственных материалов, за редким исключением некоторых полимеров типа искусственного камня, то в наших интерьерах преобладают природная гамма. Цвет для меня — это характеристика материала.
Еще очень важен ритм. Он создается, например, за счет чередования больших и маленьких, высоких и низких помещений. Эффект может быть усилен при помощи цвета.. Иногда я акцентирую какие-то точки, которые подсказывают, что вот здесь пространство сейчас изменится.