О роли соц-медиа, сарафанного радио, пиара в профессии дизайнера рассказала Ирина Воронцова, руководитель дизайн-бюро «Мастерская Воронцовых».
Вашей «семейной» мастерской много лет. Насколько сложна ситуация, когда семья и творчество настолько сильно взаимосвязаны?
Мы вместе с супругом много лет, а вот создать общую мастерскую решили сравнительно недавно. Долгое время мы работали «на чужого дядю», но случалось так, что мы помогали друг другу, разрабатывая дизайн-проекты. Постепенно пришло понимание, что мы могли бы работать вместе не просто в одной компании, а в своём бюро. И в 2005 году официально зарегистрировали наше ООО. Семейный бизнес имеет много плюсов. Во-первых, всегда есть, о чём поговорить. Во-вторых, как в семейных делах, так и в работе, есть разделение обязанностей, свои функции. Мы даже стараемся вести каждый свой объект отдельно, чтобы не создавать конфликтных или спорных ситуаций. Кроме того, у нас уже накопился опыт сотрудничества с молодыми архитекторами, которые приходят к нам и работают по договору.
Семейный бизнес – не самая распространённая в России форма частного предпринимательства. Тем не менее, ваша мастерская уже успешно пережила кризис. В чём «секрет фирмы»?
На мой взгляд, семейный бизнес всегда был максимально устойчивым, со временем это подтвердилось. Не могу сказать, что кризис 2008-2009-х мы пережили. Просто вместо постоянного аврала, когда есть куча заказов и множество клиентов, мы перешли в несколько более спокойный и размеренный режим работы.
Экономическая буря обошла вас стороной?
Фактически, да. Кроме того, в этот период стало понятно, что стоит уделить внимание рекламе и пиару. Мы же долгое время вели довольно камерный образ жизни, и в кризисное время появилась возможность подвести итоги проделанной работы и понять, в каком направлении следует развиваться дальше. Мы сделали свой сайт, нашли хорошего пиар-менеджера, который продвигает нас на различных площадках, ведёт блоги в соц-медиах, подбирает для нас интересные конкурсы, отслеживает публикации в СМИ.
С чем было связано решение плотно заняться рекламой и пиаром мастерской?
Раньше дизайнеров было «исчезающе мало». Лучшим средством рекламы была рекомендация клиента и «сарафанное радио». Один раз тебя «из рук в руки передали» и, считай, что ты уже всем известен. Несколько институтов выпускает каждый год дизайнеров и архитекторов. К сожалению, «количество» не всегда означает «качество», тем не менее возникает и возрастает конкуренция. С одной стороны, нам это – на руку, с другой – может дезориентировать потенциальных клиентов. Одно дело, когда человек, не имеющий профильного образования, не знает, что такое проект, какова его реальная цена, что туда входит. Он и не обязан – ему достаточно обратиться к специалисту. Но если этот специалист, предлагает сделать полноценный проект всего за 500 рублей, думаю, тут комментарии излишни. Поэтому для нас пиар и реклама – естественный этап развития бизнеса в изменившихся условиях.
Основная часть работы по продвижению мастерской лежит на вашем пиар-менеджере. Вы сами принимаете участие в этом процессе?
Да, конечно, мы регулярно устраиваем различные акции. Посещаем выставки недвижимости и предлагаем застройщикам хорошие совместные проекты, сделать бесплатно интересную планировку для плохо продающегося объекта, например. Иногда это работает, мы получаем новый заказ, иногда – нет.
Какие результаты принесла пиар-активность?
Ждать немедленных результатов опрометчиво. Пиар и промоушен имеют точки «входа-выхода» и отсроченный результат. Большого прироста клиентов, по-прежнему, не наблюдаем. Но мы стали более узнаваемыми, более цитируемыми. Нередко бывает так, что нам звонят представители СМИ и предлагают опубликовать какой-нибудь объект. В итоге от этого выигрывают и наши потенциальные клиенты. Ориентируясь на публикации в журналах и информацию о нас в соц-медиа, им проще понять, что мы из себя представляем как профессионалы, и принять верное решение. У нас даже был случай, когда кто-то из клиентов на встрече процитировал отрывок из статьи и отметил, что совершенно согласен с нашим решением.
Пиар и промоушен для вас направление относительно новое. В каких областях планируете развиваться в дальнейшем?
Как показывает многолетняя практика, я очень люблю делать чертежи. Это получается у меня легко, качественно, довольно быстро и приносит удовольствие. Вокруг много людей, которые не обладают достаточными средствами, чтобы нанять команду профессионалов и сделать интерьер под ключ, но вполне в состоянии, руководствуясь рекомендациями дизайнера, создать тот дом, которого они достойны. Вот для них хотелось бы делать недорогие чертежи. Главное, чтобы эти люди были сами максимально вовлечены в процесс. Это, безусловно, не альтруизм и не бесплатная работа, но, по сравнению с большим проектом, подобные услуги вполне может позволить себе семья со средним доходом. Нам это выгодно, потому что таких проектов можно делать довольно много без ущерба для других процессов. И есть ещё одно направление, которым, с определённой вероятностью, мы могли бы заниматься в будущем – это редизайн. Многие люди вкладывают в интерьер значительные средства, но бывает так, что через 2-3 года обстановка им надоедает и хочется перемен, обновления. Нет необходимости радикально что-то менять, ломать, перестраивать – достаточно обратиться к дизайнеру, попросить поменять обивку, подобрать к ней обои или портьеры. Хотелось бы развиваться и в этом направлении, но пока всё есть только в планах.