Архитектор — не только профессионал в своей области, но и тонкий психолог, талантливый бизнесмен. Он способен создать интерьер, который будут цитировать годы спустя. О том, как стать специалистом такого уровня, рассказывает Елена Тимченко, архитектор, руководитель «Архитектурной мастерской Тимченко».
Интерьеры, которые создаёт «Архитектурная мастерская Тимченко» отличаются узнаваемым стилем. Как удаётся добиться баланса между пожеланиями заказчиков и стремлением сохранить авторство?
Добиться баланса очень трудно. Приходится раскрывать в себе новые таланты, психотерапевта, например. Главный наш секрет — умение идти на компромисс, умение разговаривать, желание понять невысказанное. Необходимо сделать так, чтобы заказчику в итоге было комфортно. Когда несколько лет спустя при встрече с заказчиком мы слышим от него, что ему всё нравится, что он ничего не хочет менять, мы радуемся. Это для нас - лучшая похвала.
Как происходит процесс работы над интерьером, что является отправной точкой?
Иногда отправной точкой являются пожелания заказчика, иногда — планировка помещения. Если говорить про фундаментальные постройки, загородные дома, например, то важна среда, контекст, в которой создаётся объект.
Какие наиболее распространённые ошибки допускают заказчики в общении с архитектором?
Очень многие, в России по крайней мере, стесняются озвучивать свой бюджет, что очень усложняет процесс проектирования и поиска адекватного решения. Процесс общения с заказчиками выглядит так: мы предлагаем какой-то вариант, над которым работали определённое время, но клиент отвергает его без видимых причин. Мы переделываем и предлагаем что-то иное, клиент снова не соглашается. И так до тех пор, пока он не раскроет великую тайну бюджета. Заказчик должен доверять архитектору, с которыми работаете. У архитектора нет задачи его разорить. Основная цель любого архитектора — получить превосходный результат. Она совпадает с целью заказчика.
Как правило, в процессе проектирования или создания интерьера, заказчики нередко стремятся что-то изменить. Когда надо сказать «стоп» в поисках и понять, что существующее дизайн-решение — оптимальное?
Есть люди, которые хотят вносить изменения в проект до последнего. С таким типом клиентов ничего не поделаешь: что-то отметаем, чему-то пытаемся соответствовать. Кто-то, наоборот, сначала всем доволен и ничего особо не меняет, но после какой-то поездки, где увидит нечто интересное, стремится привнести увиденное в свой интерьер. Ничего страшного — это естественная часть рабочего процесса. Конечно, многое зависит от людей, с которыми работаешь. В большинстве случаев, когда работа уже идёт, есть полное взаимопонимание.
В каждой работе есть доля рутины, когда чего-то что делать не хочется, но приходится. Что вы больше всего не любите делать?
Терпеть не могу работать со светом. К сожалению, эту область технический прогресс почти не затронул. Разве что появились LED-светильники. Впрочем, что тут можно придумать? Всё уже придумано!
Что в работе доставляет наибольшее удовольствие?
Больше всего мне нравится работать с цветом. По большому счёту интерьер — дело преходящее. Интерьерная мода, конечно, отстаёт от фешн, но тоже существует. Можно быть в мейнстриме, а можно,задавать тон.. Это интересно. Помнится мы сделали проект, который потом был опубликован в журнале Architectural Digest. Там перед нами стояла задача сделать нечто по мотивам 1950-60-х.
Интерьер был придуман в 1998 году, а реализован в 2000 году. За всё время работы над ним нам приходилось буквально выискивать каждый предмет обстановки, отделочные материалы. Тогда на рынке не было практически ничего в подобной стилистике. Но в итоге оказалось, что своим проектом мы предвосхитили тенденции, которыми заразился весь мир. С этим интерьером мы победили на международном конкурсе, позднее он был продан за миллион долларов. Хочу отметить, что стоимость квадратного метра оказалась очень сбалансированной. Мы существенно сэкономили на отделке, но приобрели мебель известных брендов, приправив все авторским подходом.
Оформление интерьера квартиры или создание дома с нуля, что интереснее?
Конечно же, создание дома с нуля, когда весь объект можно довести до идеала. Когда ты попадаешь в уже готовый дом и приходится заниматься реконструкцией, чаще всего остается только вздыхать и охать, что нельзя, например, ванную сделать рядом со спальней, а хочется! Когда же работаешь над созданием проекта с нуля, такие вещи делаются ещё на стадии проектирования. Когда создаешь дом с нуля, думаешь обо всём, включая розетки и выключатели. Ещё Мис ван дер Роэ задал такую планку, рисовал всё, вплоть до дверных ручек! Работать так - это мечта.
С какими материалами предпочитаете работать?
Очень люблю натуральный камень. Сначала относилась к нему скептически, но сейчас у меня нет предубеждений. Он мне казался холодным, непростым, но когда заказчик практически заставил меня с натуральным камнем работать, я его оценила. И потом, камень всегда можно подогреть. Терпеть не могу ламинат. По сути ламинат есть имитация, а любая имитация хуже оригинала. Я люблю натуральное дерево, массив. Сделал такой пол и ходи по нему босиком, восхищайся, наслаждайся. И экология не страдает.
Почти любой интерьер хочется со временем обновить. Как это сделать с минимальными затратами?
Мы всегда стараемся, хоть заказчику никогда и не озвучиваем, сделать так, чтобы в наших интерьерах подобные изменения были возможны. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что такое желание возникнет. Например, у нас есть интерьер с полом из натурального красного мрамора с позолотой, нанесённой вручную, белыми стенами, обставленный современной мебелью в стиле техно. Нам очень легко было представить, что заказчику когда-то надоест современная мебель, как это бывает с людьми, которые в определённом возрасте начинают тяготеть к классике. Заменив современную мебель на классическую в созданном нами интерьере, клиент получит новое гармоничное сочетание, основанное на подобии элементов отделки и обстановки.
Какие наиболее распространённые ошибки уже готовых интерьеров вы могли бы назвать?
Планировочных ошибок много. На моей памяти бывали и перекрытия, о которые бился лбом заказчик, и лестницы, в которых не просчитаны ступени. Можно сказать, планировочные ошибки встречаются чаще всего. Стилистические я вообще не рассматриваю. сть
Есть среди всемирно известных дизайнеров и архитекторов люди, которые вас вдохновляют?
Конечно. Филипп Старк. Он грандиозен. Я им очарована. Очень талантливый человек, разрушитель стереотипов. Он первый задаёт тенденции, которым все потом много лет пытаются следовать. Меня поражает его умение видеть необычное в обыденном. Из архитекторов люблю Заху Хадид. Какой у нее канал общения с Богом, не угнаться!