Интервью, публичные выступления на радио и телевидении — казалось бы, дизайнеры охотно делятся своими знаниями со всеми заинтересованными. И да, и нет. Огромная аудитория чаще всего остается неохваченной, а это именно те люди, которым опыт профессионалов нужен позарез — новое поколение дизайнеров и декораторов. В силу личных причин и специфики работы мало кто из признанных мастеров берётся читать лекции и принимать экзамены. Надежда и Георгий Ананьевы — приятное исключение из правил. Об актуальности преподавательской деятельности, о том, какие знания хочется передать молодому поколению, и о целесообразности критики рассказывает Надежда Ананьева.
Надежда, вы с Георгием помимо всего прочего также преподаете в Доме дизайна «Детали» и в Британской Высшей Школе Дизайна. Расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша преподавательская деятельность?
Я начала преподавать десять лет назад, на следующий год после окончания школы дизайна «Детали». Это была моя инициатива, и на первой лекции я рассказала о наиболее распространенных ошибках в оформлении интерьера. Фактически, я говорила о своем опыте создания первого интерьера: о проектировании и общении с заказчиком. На мой взгляд, тема была выбрана удачно: студенты должны быть готовы к тому, что их ждёт в реальной жизни. Первый опыт оказался успешным как с моей точки зрения, так и с точки зрения тогдашней аудитории, и я решила продолжить.
Как часто вы проводите лекции?
Не очень часто. Это во многом зависит от моей загруженности. В «Деталях» я, как правило, время от времени читаю несколько лекций на актуальную, с мой точки зрения, тему. Я еще преподавала и в Британской Высшей Школе Дизайна, где у меня был полноценный курс из двадцати лекций. Возможно, позже мы повторим этот опыт. Сейчас ведём переговоры с «Деталями»: они хотят несколько выйти за рамки обычной программы и сделать авторский курс лекций для тех, кому хочется большего.
За десять лет вы, безусловно, накопили огромный опыт. Когда вы выбираете тематику будущих лекций, какова она?
Во-первых, я всегда рассказываю про знаменитостей и показываю примеры их работ. Я всегда говорю, что в нашей профессии главное «насмотренность». Научить дизайну довольно сложно. Можно, конечно, что-то объяснить и самому набить руку, но это еще не все. Нужно очень много смотреть. Народ у нас ленивый, и многим просто недосуг сидеть и копаться в интернете. Я в свое время начала искать интересные работы, когда еще училась в «Деталях», и продолжаю это делать до сих пор. На мой взгляд, это очень действенный метод самообучения, и сейчас я даю своим студентам в качестве домашнего задания списки наиболее интересных, на мой взгляд, дизайнеров и их работ. Во-вторых, всегда обязательно говорю про тенденции. Это довольно непростая тема, потому что в России есть свои тенденции, а я все же делаю упор на мировой опыт. Помимо этого, провожу мастер-классы, где показываю наши работы и рассказываю о них, о том, как происходил процесс их создания. Как показывает практика, это безумно интересная тема. Еще обязательно даю структуру создания проекта — очень важная тема, которую, к сожалению, редко затрагивают. В нашей работе того, что связано непосредственно с творчеством, красотой и вдохновением, процентов пять от силы, остальное «грязь, пот», ответственность, в том числе, материальная. Я считаю, что к таким вещам студенты должны быть морально готовы еще на стадии обучения. Есть лекции, посвященные так называемым «табу». Например, о том, что следует быть осторожными с эффектными приемами, которые за долгие годы тиражирования опошлились и превратились в клише. Если же это блок лекций, то помимо всего вышеперечисленного, отдельно рассказываю о зонах жилого помещения и под каждую такую лекцию даю задание.
Кстати, вы упоминали, что как преподаватель получаете множество положительных отзывов. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.
Есть некий человеческий контакт, когда я делюсь своими профессиональными секретами. Я очень люблю свою работу, и каким бы я ни была преподавателем, делюсь этой любовью с окружающими. Когда преподаватель вялый, ему скучно, и он просто присутствует на лекции, отрабатывая свою зарплату, это видно, и не вызывает в ответ никакой положительной реакции. Когда же он влюблен в свое дело, то заражает этим чувством и аудиторию и получает соответствующие отклики.
Помимо лекций, вы принимаете зачеты и дипломы?
Да, это тоже часть моей работы: зачеты, дипломы. Иногда сидишь на защите какого-то диплома и очень хочется жестко сказать человеку, чтобы он трезво оценил свои шансы и подумал о выборе другой профессии. К сожалению, такого права у меня нет. Учебные заведения, где я преподаю, работают на коммерческой основе. Но потом иногда думаю, что все же стоило высказаться, чтобы потом не видеть тех ужасов, которые творит такой выпускник. Хотя у нас были случаи, когда преподаватели в вежливой форме пытались сказать некоторым студентам об их профессиональной непригодности. Каждый раз история повторялась. Студент говорил: «Я вам еще покажу!», — и в дальнейшем довольно успешно работал и имел свою клиентскую базу. То, что нас возмущало до глубины души, когда он еще учился, впоследствии оказалось востребованным. Например, уже на этапе обучения видно, что у человека нет ни чувства пропорции, ни чувства цвета, ни способности внятно выражать свои мысли вербально или с помощью разных выразительных средств. В итоге, если тема его работы, например, земляничка, то эта земляничка будет везде: и на полу, и на скатерти, и на шторах. Т.е. взял он тему «земляничка» и решил ее по полной программе. Не может он себя по-другому выразить, кроме как взять и «уземляничить» все.
Подобный опыт может отбить всякое желание читать лекции. Большинство ваших коллег к преподаванию относятся без особого энтузиазма или честно сообщают, что это их не слишком интересует. Почему у вас иначе?
Как бы громко это ни звучало, но при моей загруженности на работе, наличии трех детей, преподавание — гражданская позиция. Мне не нравится то качество работы, которое в норме выдают современные дизайнеры, недавние выпускники различных учебных заведений. И это не только моя позиция. Все охают, но никто не хочет помочь изменить ситуацию. Мне же не сложно было делать это раньше, да и сейчас я стараюсь регулярно находить время для преподавания. Тем более что, судя по отзывам, у меня получается. Кроме того, я стараюсь агитировать кого-то из своих друзей и знакомых, кто также как и я мог бы помочь. Понятно, что на преподавании мы не зарабатываем. И никто этим ради денег не занимается. Но, на мой взгляд, делиться своим опытом в подобном формате необходимо. Иначе огромное количество непрофессионально подготовленных дизайнеров с плохим вкусом, недостаточными знаниями будет плодить кучу ужасных проектов. Я чувствую свою ответственность, что с этим нужно что-то делать.