Сохранить творческое начало и грамотно выстроить бизнес-процессы — непростая задача, вдвойне актуальная, когда речь идёт о создании и развитии такого объединения, как архитектурное бюрою. Лариса Талис, руководитель мастерской «АрхДуэт» поделилась своим видением проблемы.
Профессия архитектора ориентирована на клиента. Для решение проектных задач необходима постоянная включенность в процесс. Как следствие, высок уровень профессионального выгорания. Есть способы сохранить себя как творческую личность?
Нельзя жить только одной профессией. Кто-то конным спортом занимается, кто-то графикой, а я пишу истории и публикую их в онлайн издании. В архитектурной среде много пишущих людей. Архитектору самовыражаться в большой архитектуре сложно. Далеко не все могут совмещать функции менеджера,пиар-директора, маркетолога. Поэтому архитекторы ищут возможность реализовать свои амбиции и потенции в других видах творчества, в том числе и литературе. В МАрхИ, в Доме Архитектора проводят не только профильные выставки, но и поэтические вечера. Я там часто бываю. Единственно, что сейчас на одном только сайте проза.ру существует около 500 тыс. поэтов и 150 тыс. писателей! И вопрос о том, что такое хорошая проза и поэзия, как собственно, вопрос, что такое хорошая архитектура, становится весьма актуален.
Каковы критерии новизны в искусстве с вашей точки зрения?
С одной стороны, люди ждут нового. С другой стороны, существует дефицит нового, особенно сегодня. Рынок переполнен, но чего-то оригинального, небанального не хватает. Возможно, это - особенности современной культуры. Наш мир максимально информативен. Информация о любом явлении доступна и обновляется молниеносно. Разобраться, как выглядит это новое, как определить его критерии — проблема.
Бенуа говорил, что на формирование художественного вкуса влияет даже тот воздушный шарик, который был подарен в детстве. На ваш взгляд, что влияет на формирование и становление эстетического вкуса?
Вопрос, что такое хороший вкус, приобретенный он или врожденный, давно решен. Вкус - это социально приобретённый навык. Вкус зависит от множества факторов: от воспитания, образа жизни, образования, модных тенденций и проч. Чтобы иметь хороший вкус, необходимо постоянно развиваться.
Есть ли у вас образ идеального архитектурного бюро?
Да, есть. До сих пор для меня образцовым является архитектурное бюро «Киселев и партнёры». Несмотря на то, что Сергей Борисович очень занятой человек, он встретился со мной, тогда еще молодым специалистом, показал бюро и позволил понаблюдать, как функционирует его компания. Этот опыт — бесценный. Именно тогда я увидела необычную модель руководителя, который уделяет время не только всем творческим процессам внутри своей компании, но и заботится о чтении публичных лекций, выступлениях на всех профильных выставках, об общении с начинающими архитекторами. И все это Сергей Борисович делал очень искренне.
Насколько для вас важна коммуникация?
Для нас коммуникация — великая ценность, ценность и профессиональная, и личная. Как в математике, так и в архитектуре, к одному и тому же решению можно прийти разными способами. Решение конкретной задачи зависит от особенностей восприятия, мировоззрения, времени, наконец. Очень важно находить компромиссы и точки соприкосновения и в личном общении, и профессиональном. Архитектурное бюро — это маленькая страна, где во главе угла стоят разноплановые задачи: творческие, коммерческие, которые объединяют разных по компетенции людей. Поэтому качество диалога, навыки продуктивного общения — гарант развития и успеха. Важно постоянно совершенствоваться, важно учиться.
С какими заказчиками интереснее работать, с частными или корпоративными?
C корпоративными заказчиками во многих отношениях работать проще и интереснее. С одной стороны, работа с таким типом клиентов динамичнее, ритмичнее. Она осуществляется в рамках установленного договором технического задания с чёткой фиксацией бюджета. Сроки исполнения обязательств с обеих сторон остаются неизменны. С частным заказчиком бывает сложнее. Истории изменения технического задания в середине реализации проекта, внезапные и незапланированныхе ограничениях бюджета случаются часто, что в итоге приводит к тому, что исходный проект может сильно отличаться от первоначальной идеи. Мы предпочитаем все эти нюансы прописывать в юридическом договоре, что значительно облегчает работу и позволяет решать конфликтные ситуации.
Насколько высок статус профессии архитектора?
Архитектор — уважаемая профессия, пафосная, пиететная. И это правильно, поскольку архитектор обладает огромным сводом знаний в разных областях науки, искусства, технологий. Он формирует среду, в которой живут люди, несёт социальную ответственность. И это не зависит от того, в какой области реализуется архитектор. Мера ответственности одинакова.
Ваша компания занимается не только архитектурой и дизайном, но работает с малыми архитектурными формами. Это стремление к целостности интерьера и экстерьера?
У нас есть несколько ландшафтных проектов. Это дело заказа, а не концептуального подхода. Один заказчик, для которого мы делали офис, захотел беседку на своем садовом участке. Проект оказался сложным из-з разных вкусовых предпочтений владельцев: один хотел современный стиль, другой — классический. В итоге получился уникальный проект: деревянная беседка со стеклянным полом, суперсовременной мебелью, печкой.
Архитектура — это и проектная деятельность, и бизнес, и творчество, и технологии, и инновации. Как выживать во всем этом?
Существует несколько бизнес-моделей развития архитектурного бюро. Есть крупные структуры, в которых самое главное лицо — менеджер проекта, управленец, который занимается бизнесом. Как правило, такие компании имеют большой оборот капитала и сложную структуру. Эти компании стабильны и развиваются быстро. Другая модель — архитектурное бюро, гв котором архитектор решает максимум вопросов. Ко второму типу относимся и мы. Возможно, такой тип частного предпринимательства исчезнет со временем. Маленькие бюро будут вынуждены объединяться с корпорациями. Но это дело будущего. А сейчас, чтобы быть максимально продуктивным и успешным в своем деле, надо иметь отличную команду, хорошего пиар-менеджера и свободные инвестиции.
Есть ли у вас хобби?
Мне очень нравится делать арт-объекты. Сейчас hand-made — в тренде, именно из-за того, что рукотворность предметов стала редкостью. Последний такой объект, ванную с мышами, я сделала и подарила Музею Мыши.