Алла Шумейко, дизайнер, декоратор, член Объединения декораторов интерьера (ОДИ),
член «BIID British Institute of Interior Design». Выпускница Международной школы дизайна и Школы дизайна интерьеров «Детали», бессменная участница выставки «Неделя декора журнала «Мезонин» рассказала об особенностях профессии декоратора, методах работы и любви к антиквариату.
Вы входите в состав Объединения декораторов (ОДИ), что дает такой союз?
Во-первых, сложно находится в вакууме. Любое объединение позволяет аккумулировать информацию, создать определенное информационное поле. Во-вторых, деятельность ОДИ позволяет идти по пути легализации профессии, ведь, фактически, в нашей стране нет профессии «декоратор», в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» такой классификации не существует. В-третьих, ОДИ позволяет создать стандарты профессии и совершенствовать профильную систему образования, благодаря деятельности школы «Детали».
Cложно ли быть декоратором в России?
Непросто. И по разным причинам. Декоратора обычно приглашают после того, как завершены все строительные работы, когда все конструктивные части проекта проработаны. Однако есть нюанс. Если работа архитектора совершенна, то с помощью декоративного решения можно сделать проект максимально выразительным, но если архитектурная коробка выполнена с нарушениями, то никаким декором и дизайном ее не спасешь и не видоизменишь. Придется заново решать вопросы конструктивного характера. Например, ситуации, когда дверные проемы слишком узкие, лестница занимает много места, планировка не рассчитана на состав семьи, не столь редки в моей практике. И в этих случаях приходится заниматься не только декором, но и решением конструктивных вопросов. Вопрос только в том, с кем именно – с авторами архитектурного решения или архитектором, которого приходится приглашать на данный проект. Декоратору сложно работать в нашей стране еще и по причине скудности декора на рынке. Если в небольшом европейском городке на блошином рынке или в магазинчике можно купить множество прекрасных вещей за сущие копейки, то в России похожая вещь будет стоить баснословно дорого. Возможностей у европейского или азиатского декоратора значительно шире.
Какие качества должны быть у человека, чтобы быть успешным в профессии декоратор?
Не каждый может заниматься этой профессией. Профессия требует постоянной включенности в процесс, способности выполнять большой объем работ, который ты делаешь самостоятельно, хотя часть процесса может быть делегирована.
Вы реализовали несколько ярких проектов декоративного оформления загородных домов, это осознанный профессиональный выбор?
Деревянные дома стали моим «крестом» после того, как в 2009 году я рискнула ввести активный цвет в их оформление. Говорю «крестом», потому что существует огромное количество ограничений при создании интерьера деревянного дома. Произошло разрушение стереотипа. Кто сказал, что стены обязательно должны быть натурального цвета? Мы использовали множество оттенков аквамарина, интерьер получился весьма неожиданным, своеобразным и уютным.
Есть ли персоны, которые вас восхищают, вызывают уважение? Кто для вас авторитет в профессии?
Я не склонна возводить кумиров, но, конечно, в профессиональной среде есть люди, вызывающие уважение. Один из них – брюссельский художник, антиквар, галерист, дизайнер, декоратор Аксель Вервоордт. Совсем недавно побывала в его бюро в Антверпене и еще раз поразилась его интерьерам. Они основаны на глубокой философии, воспевающей скромность, внутреннюю силу и первозданную красоту вещей. У него достаточно большая компания, которой он руководит вместе со своими сыновьями Диком и Борисом. Первый занимается недвижимостью, второй - отделом дизайна. В коллекции Вервордта более 16 тысяч предметов разной значимости и достоинства – от произведений искусства до бытовых вещей. Вервоордт работает с этим материалом давно и очень долго. Он чувствует природу вещей, его осмысление и освоение пространства философично. Мне близко мировоззрение брюссельского декоратора, поскольку я считаю, что антиквариат – это один из инструментов в нашей работе.
Вокруг антиквариата много разных мифов и легенд. Многие считают, что использовать антикварные вещи следует с большой осторожностью. Так ли это?
Если клиент готов, то обязательно делаем предложения об использовании антикварных и раритетных вещей при оформлении квартиры или загородного дома. По моему мнению, удачный проект состоит из 30% современной мебели, 30% авторской мебели или мебели на заказ и 30% антиквариата. Другой вопрос, что у многих клиентов есть определённые мифы насчет антикварных вещей. Считается, что если предмет прожил долгую жизнь, значит он может принести негативную энергию, хотя, на мой взгляд, все наоборот: антикварные вещи - удивительные хранители энергии, впитавшие ее в себя за долгие годы своего существования и именно поэтому вносят мощную эмоциональную составляющую в интерьер. К тому же, использование антиквариата в интерьере может помочь сэкономить бюджет, выделенный на обустройство квартиры или дома, так как современная мебель часто стоит гораздо больших денег. Не секрет, что удачно купленные предметы старины через несколько лет и уж точно десятилетий, могут стать хорошими инвестициями.. Любая старинная вещь ценна, не важно, что это, антикварная мебель или гобелен в рамке, причудливое зеркало или статуэтка.
У многих практикующих дизайнеров и декораторов есть потребность в передаче знаний, в преподавании. Насколько для вас важна эта область?
Я преподаю. Время от времени читаю лекции по разным темам: «Интерьерная мода», «Стилизация интерьера» и проч. Я также являюсь куратором дипломных проектов выпускников в школе «Детали». Работа с дипломниками мне интересна, она «цепляет», позволяет всегда быть в творческом и профессиональном тонусе. Время от времени возникает идея взять кого-то с курса на работу, но найти единомышленника по этой специальности не так просто. Для меня важно, чтобы у моих сотрудников было развито не только творческое начало и было хорошее воображение, но, в обязательном порядке, должны присутствовать целеустремленность, организованность, умение «дружить со временем». Ведь профессия дизайнера, декоратора – это профессия движения.
Расскажите о находках последнего года, которые дали импульс в профессиональном развитии?
Все мои находки - из многочисленных путешествий. Для декоратора, впрочем и для дизайнера, и архитектора, важна «насмотренность». Важно быть в курсе событий. Посещение интерьерных выставок в Париже и Лондоне, музеев, антикварных магазинов и блошиных рынков всех стран и городов, где я бываю, отелей, ресторанов, где ешь в путешествиях, домов известных дизайнеров - из всего этого складывается декораторский «багаж». Огромное впечатление оказала на меня индонезийская архитектура, которую я увидела благодаря приглашению Вероники Блумгрен. Вероника отважно строит виллы, отели и даже(!) парусные лодки на далеком острове. Интереснейшая поездка состоялась недавно на брюссельскую Антикварную Ярмарку, где состоялась встреча с прекрасным декоратором Жеральдом Ватле. Именно в путешествиях начинаешь постигать и истинную английскую элегантность, и голландскую остроту, и французское изящество.