На чём строится общение архитектора и заказчика? Какова его природа: это договор, роман, равноправное сотрудничество? И как вообще себя вести при таком взаимодействии? Об "идеальных заказчиках" мы поговорили с архитекторами Юлием Борисовым, Александрой Фёдоровой, Петром Костёловым, Михаилом Крымовым, Алексеем Горяиновым, Сергеем Наседкиным, Арсением Борисенко, Петром Зайцевым и художником по интерьерам Ладой Подольской.
Александра Фёдорова
архитектор, руководитель архитектурного бюро Александры Фёдоровой
Идеальный заказчик — твой единомышленник. Человек с хорошим развитым вкусом, приобретённым или врождённым. Все имеют разное образование: кто-то понимает, почему нужно сделать именно так, кто-то принимает проект на интуитивном уровне.
Арсений Борисенко и Пётр Зайцев
архитекторы, архитектурное бюро za bor
Мы по натуре - диктаторы, но никогда этого не показываем. Приходя к тому же зубному врачу, мы же не рассказываем ему, как нам зуб надо выдирать! Если человек к нам приходит, то мы с удовольствием сделаем ему проект в той или иной степени для него, с его пожеланиями. Но нам он не будет рассказывать, как должно быть красиво. В какие-то пожелания, безусловно, мы вслушиваемся, конечно. Но следовать на поводу у кого-то себе не позволяем.
Пётр Костёлов
архитектор
Единой модели общения нет. Корректнее сказать, если союз сформирован и он качественный, устраивающий обе стороны, почему бы не взаимодействовать более тесно? А если знания заказчика поверхностны, желания и потребности сиюминутны, настроения ветрены, зачем же с ним делиться своим замыслом?
Михаил Крымов и Алексей Горяинов
архитекторы, руководители архитектурной мастерской Arch Group
Заказчик часто сам не знает, что ему нужно. Это нормально. Поэтому мы даём людям большие возможности, чем они могли бы предположить. У нас есть знания, навыки, своё видение проекта. И оно объективнее, чем видение заказчика. Заказчика нужно убедить, неважно, каким способом. В итоге будет хорошо, и мы это знаем. Когда заказчик видит результат, понимает, что получилось хорошо, тогда начинает доверять. В дальнейшем вместе с такими людьми мы можем много чего сделать.
Лада Подольская
художник по интерьерам, архитектурное бюро DE-CITY
Есть работа, есть профессия. Если это твой заказчик, то случается самый настоящий роман. Роман с домом, особняком, проектом целиком. От этого выигрывают все. Если же это не твой заказчик, то он просто получает профессионально выполненную работу, чтобы было не стыдно, в первую очередь, самой себе. У меня есть принцип равноправного сотрудничества. Унижать себя заказчику не позволю. Я независимый человек, который работает на независимого человека. Ну, а какие ещё могут быть принципы? Я не крашу в красный цвет? Я не делаю белых интерьеров? Так не бывает, потому что даже белый интерьер бывает очень интересным.
Сергей Наседкин
руководитель архитектурной компании ARCH.625
Для любого архитектора идеальный заказчик — это тот заказчик, который будет прежде всего, доверять и слушать. На своей практике я не отказывался от заказчиков. Это непрофессионально, по меньшей мере. Бывает, что заказчики предпочитают отказаться. Это человеческий фактор, и здесь может произойти всё, что угодно. Потому что проект не бесплатный. Это деньги, а где деньги — всегда есть столкновение интересов.
Юлий Борисов
архитектор, руководитель архитектурного бюро UNK project
Любая работа должна быть сделана профессионально. Не надо идти на компромиссы, если нет согласия. Следует работать, создавая альтернативные варианты. Выкидывать те предложения, которые неадекватны для клиента, идти к идеалу. Мы делаем до 15 вариантов на проект. И если в итоге он реализуется на 90%, это очень хорошо, а если на 95% — просто замечательно!