Где находится золотая середина между соблюдением всех требований корпоративных стандартов известного российского банка и стремлением выразить свое понимание дизайна интерьера рассказывает архитектор Пётр Сергеев.
Насколько сложно работать с оформлением помещений для компании, у которой сильный бренд и большое количество регламентаций по дизайну интерьера?
Для Сбербанка, одного из самых больших и весомых банков в России, требования по оформлению своих отделений, к планировке, зонированию и материалам очень высоки, что правильно и логично. Сделано это для того, чтобы сохранить стилистическое единообразие, целостность восприятия, узнаваемость бренда. Фирменный стиль присущ не только банкам, но и другим организациям, сетевым ресторанам, аптекам и т. д. Для простоты тиражирования существует бренд-бук. Он разъясняет местным подрядчикам, как адаптировать фирменный стиль к существующему помещению, чтобы каждый раз не придумывать велосипед. Естественно, простора для фантазии и самовыражения в данных рамках дизайнеру не хватает. С типовыми отделениями всё просто, надо лишь досконально придерживаться рекомендаций по зонированию и оформлению. В противном случае есть опасность не сдать проект.
Есть и другие объекты, типы которых еще не успели систематизировать и загнать в рамки фирменного стиля. Несмотря на свою структурность и консервативность, банк всё - таки - живой организм. Разрабатываются новые направления развития, новые концепции. Таким примером стала идея создания «Центра по продаже монет и золотых слитков» на улице Думская в Санкт-Петербурге. Раньше в этом помещении было обычное отделение, где посетители толпилось в очередях, душное и неудобное. Сама идея, предложенная банком, была новаторской, ничего подобного до этого не делалось. Никто не понимал, что должно получиться в итоге. Единственное негласное пожелание президента банка было разработать уникальный объект, аналогов которому нет.
Интерьер банка получился очень выразительный, учитывающий особенности архитектуры самого помещения, его кирпичных сводов. Это не только мое мнение, но и мнение рядовых посетителей и нумизматов. В интерьере удалось избежать буквальности, удалось применить новые формы, материалы. Это был пилотный проект, который, возможно, ещё повторится.
Почему Сбербанк обратился к услугам разных профессионалов?
Сам банк не имеет структур, занимающихся архитектурным проектированием. Рекомендации, закреплённые в бренд-буке не дают планировочных решений. У каждого конкретного помещения есть свои особенности, свой характер, габариты, разные площади. Но несмотря на жесткость требований, для профессионала всегда есть вариантность.
Как Вам удалось получить такого заказчика как Сбербанк?
Я никогда не проектировал напрямую непосредственно для Сбербанка. Посредником в нашей общей работе была строительная организация с прогрессивными взглядами и смелым подходом. На тот момент я сделал несколько проектов для них. Со временем понял, что данный вид сотрудничества более благоприятен, продуктивен и менее рискован. Пробиваться к заключению контрактов со Сбербанком довольно сложно. Это связано с конкурсами и прочими нюансами. В тендерах выигрывают организации, предлагающие самую низкую цену. Главным здесь является экономический подтекст, а не решение архитектурных и дизайнерских задач. Всё это делает условия для проектирования невыгодными. Проектирование обычно рассматривается вкупе с реализацией. Тендеры, на мой взгляд, имеют много подводных камней и других проблем.
Есть ли особенности у дизайна интерьера банка?
При проектировании должны учитываться не только функциональные особенности: удобство, польза, а так же эстетические: красота, выразительность художественного образа. Порядок, удобство процессов, происходящих за видимой для посетителей частью интерьера так же важны, как и вид клиентских зон. Банк должен внушать доверие обычным людям, вызывать чувство защищённости, располагать к себе и привлекать новых клиентов.
Какие есть способы и средства сделать помещение банка выразительным?
Слоганы разных банков гласят: «Клиент всегда прав». Человек – это главное в их работе. Но все люди разные. Как угодить всем? При оформлении помещений важно, чтобы не было эмоционального барьера, раздражающих цветов, тяжёлых объёмов. На мой взгляд, основой выразительности является функциональное зонирование, правильная планировка. Каждый должен чувствовать себя уютно. Этого можно добиться созданием разных открытых и закрытых пространств. Лично для меня важно видеть сотрудников не только у стоек, но и офисных работников. Это придает некую открытость. Также важно наличие уединённых зон для переговоров и консультаций, диванных зон для ожидания, мест для детей. Сейчас это можно сделать с помощью качественной мебели, которая, сама по себе уже может играть роль перегородок.
Изучали Вы опыт зарубежных коллег по оформлению банковских помещений? Есть ли сходства и различия?
Изучап,например, в Германии, но те, что я видел, были с очень продуманными интерьерами, с сильным, внятным фирменным стилем. Та же Sparkasse (аналог Сбербанка) имеет лаконичные, простые интерьеры, без излишнего декорирования. В них преобладает функция, она и задает определённый деловой стиль. Ещё в дизайне используются современные материалы для отделки, натуральное дерево, камень, строгая дизайнерская мебель. Европейские банки считаются самыми надёжными в мире. Именно поэтому, внешнему виду уделяется большое внимание. Я уверен, у западных коллег есть чему поучиться.
Как решались проблемы зонирования в банке? Какими средствами? Есть ли специфика зонирования front-office и back-office?
Рабочее пространство банка делится на две группы front-office и соответственно back-office. Front-office - лицевая сторона, то, что мы обычно видим при входе в банк, его фасад. Здесь всё регламентируется бренд-буком. направление и цвет плитки, рисунок потолка, цвет перегородок, расположение касс, зон обслуживания и т.д. Но мне приходилось работать, в основном, с нестандартными объектами. Одним из них является офис ЦСКО (Центр сопровождения клиентских операций) на Петергофском проспекте в Санкт-Петербурге. Он больше относится к back-office. Начали мы его, когда банк только готовился сделать ребрендинг. Это была хорошая возможность поэкспериментировать.
Было решено сделать интерьер в несвойственной компании манере. Минималистичные, открытые пространства расположились на четырёх этажах бизнес-центра, общая площадь которых составила 10 180 кв.м. Отличительной чертой интерьера стали: свободная планировка, нехарактерные кабинеты «аквариумы» для руководителей, выполненные из стекла с современной фурнитурой, удобные зоны отдыха с итальянскими кухнями, гардеробные и переговорные, светлые ряды бенч-систем, которые были специально разработаны для этого проекта, ритмично подчёркивали перспективу помещения. Здесь удалось использовать новые современные материалы. Преобладающим в интерьере стал белый цвет. Надо сказать, что к open space быстро привыкли, так как были набраны новые, молодые сотрудники. До этого подобные офисы представляли собой традиционную, коридорную систему планировки. Это первый подобный проект Сбербанка. Впоследствии банк заимствовал это планировочное решение в офисах других городов.
Какую мебель использовали для меблировки помещений банка? Российского производителя или зарубежного? Насколько важно, по вашему мнению, использование «икон дизайна» в оформлении помещений банка?
Конечно, отечественная мебель не дотягивает по дизайну и качеству до зарубежных фабрик. Она в разы дешевле и сроки поставки значительно короче. Но наличие в интерьере мебели таких фабрик как BENE, Walter Knoll, COR, Team by Wellis , Studio Lawrence обязательно хотя бы фрагментарно. Казалось бы, её целесообразнее ставить в отделениях для VIP-клиентов или в фронт-офисах для демонстрации высокого имиджа., но это неправильно. Роль ярких акцентов могли бы играть образцы мирового дизайна и в рядовых офисах банков, где работают обычные сотрудники.