О необходимости учитывать разницу в подходах к выполнению проектных задач в архитеткуре и дизайне интерьера рассказал Сергей Чобан, руководящий партнер бюро SPEECH (Россия), партнер и руководитель берлинского офиса бюро nps thcoban voss (Германия).
Вы известны как сторонник целостного подхода к проектированию: стремитесь продумывать в едином ключе всё — от объема здания до дверной ручки. Много ли в вашей практике частных интерьеров? Распространяется ли на них эта методика?
В объёме моей практики частные интерьеры составляют сравнительно небольшой процент. Хотя в Берлине я создал компанию ST design, в которой вместе с замечательным архитектором и дизайнером Николасом Барзаном развиваем именно интерьерные проекты. У меня есть возможность проанализировать разницу в подходах к выполнению проектных задач в архитектуре и в дизайне интерьера. Могу сказать, что есть принципиальное отличие.
Идея «тотального» дизайна не совсем подходит для частного интерьера, потому что клиенты, заказывающие интерьер квартиры или загородного дома, рассчитывают получить от архитектора помощь в оформлении тех образов , которые у них уже есть, им нужна помощь с профессиональным решением объёмно-планировочных задач, декорирования пространств, а не тотальное влияние архитектора на «будущего жителя».
Конечно, архитектору интересна задача срежиссировать во всех подробностях сценарий жизни человека. Но, по моим наблюдением, для клиента это не всегда актуально. Не случайно, что в интерьерах таких великих дизайнеров как Фрэнк Ллойд Райт часто возникало противоречие между удобством и интерьерными решениями, которые архитектор, практически, навязывал своей волей.
Жилой интерьер — это не поле, на котором архитектор должен раскрыть свою индивидуальность. Это пространство, которое должно нравиться не архитектору, а пользователю. Это более тонкая и менее эгоистичная работа, потому что объем здания должен выразить волю архитектора и быть функциональным, но в жилом интерьере принципиально важно согласие между заказчиком и архитектором. Если этого не произойдет, то рано или поздно этот скрытый конфликт будет виден в самом интерьере.
Когда мы в бюро ST design разрабатываем проект интерьера, я формулирую несколько базовых концептуальных предложений, которые получают одобрение клиента, а потом Николас начинает очень вдумчиво и корректно работать с заказчиком, выстраивая линию дизайнерского и декоративного развития этих идей. Причем формы, которые он находит могут показаться менее авторскими, в них не сразу будет прочитывается родство между моим зданием и интерьером, но зато возникает гармоничное пространство по отношению к заказчику.
Значительно больше свободы в плане выражения архитектурных идей предоставляет общественный интерьер, включая те немногие помещения в жилых пространствах, которые носят представительский характер. В них узнавание авторской манеры архитектора, как правило, приветствуется. В интерьерах входных вестибюлей, гостевых холлов, где особенно приятно видеть «руку архитектора». В частных пространствах, где человек отдыхает или постоянно живет, «тотальный» подход не всегда отвечает представлениям заказчика.
Дизайн интерьера в отличие от архитектуры, которую вы стремитесь сделать как можно более долговечной, вещь преходящая. Люди склонны менять его намного чаще. Насколько актуально для дизайна интерьера понятие «вневременности»?
Все зависит от масштаба задачи. В истории множество примеров, когда при создании зданий, включая и интерьер, предполагалось, что оно будет существовать продолжительное время. Например: дворцы или усадьбы. В них архитектурный язык един и прослеживается от первой до последней детали. Такой подход, в полной мере, ощущается в особняке Рябушинского, где гений Шехтеля проявился и в целом художественного образа, и в деталях — деревянных панелях, лестнице и т.д. Иногда, казалось бы, «вечные интерьеры» переделываются. Достаточно вспомнить кардинальные изменения дизайна интерьера Зимнего Дворца после пожара 1837 года.
Сегодня мы говорим о более локальных задачах: лишь в
Сегодня интерьер стал одной из самых «временных составляющих» архитектуры. Если говорить о неком стремлении к вневременности, то дизайн интерьера это касается в последнюю очередь. Если говорить о ценности объекта во времени, то сначала речь идет об экстерьере здания, потом о входных интерьерах, которые являются прямой проекцией этого экстерьера и, в последнюю очередь, речь пойдет об индивидуальных интерьерах, относящихся к зданию.
Для вашей архитектуры большое значение имеет фактура поверхности фасада. Зачастую вы активно используете орнаменты и рельефы. Имеет ли значение в дизайне интерьера работа с поверхностями, фактурой разных материалов?
Интерьер еще более тактилен, чем архитектура, потому что к архитектуре ты можешь не прикасаться, можешь пройти мимо, а в интерьере прикасаешься к каждой детали. Тактильность и правильный выбор материалов архиважны. Вопрос об использовании орнамента в дизайне зависит от заказчика: одни хотят, чтобы у них вообще не было излишеств, другие стремятся создавать их с помощью декора.
В интерьере декор играет колоссальную роль. Пространство, состоящее из пола, потолка и стен еще не является интерьером. Интерьер — это поставленный и срежиссированный свет, аксессуары, драпировки, цветы, картины. Когда все это набирается как коллаж, тогда и возникает жилой и теплый интерьер. Жилой частный интерьер — пространство для жизни, пространство, обставленное таким образом, чтобы человек не чувствовал насилия над собой, не чувствовал излишнего напряжения, давления дизайна на свое сознание. У него должно возникнуть ощущение, что он это все сделал сам, что он сам для себя создал такое уютное гнездо.