Не у каждого отечественного фотографа имеется своя студия в Венеции, а у Арсена Ревазова есть. Не каждый фотограф может стать участником Венецианской биеннале современного искусства, а Арсен Ревазов стал. Об архитектуре, архитекторе, фотографии, фотографе, вообще об искусстве и, конечно, об интерьере, он любезно согласился рассказать нашим читателям.
Арсен, расскажите, пожалуйста, о студия в Венеции. Она ведь находится в доме Моцарта?
Да. На улице Фреццария, дом 1733. Это две минуты хотьбы от Сан Марко, одна минута от Фениче. Можно набрать в гугловских картах ar33studio и сразу увидеть. В Венеции почти каждый дом связан с чем-то или с кем-то великим. В этом Моцарт жил несколько недель, и об этом событии рассказывают не только гондольеры, но и табличка на доме. Там у меня студия со всем оборудованием, включая увеличитель весом 400 кг. При ней есть и галерея.
А почему ваш выбор, это Венеция?
Потому что Венеция – самый красивый город на Земле. Когда построят город красивей, я туда перееду.
Вы все время снимаете город, Венецию, чаще всего. Как снимать город, какие есть секреты у фотографа?
Если наплевать на метафизический аспект (город надо любить/чувствовать/понимать), а пафоса я не люблю, то для съемки города с тесными улицами надо иметь объектив с шифтом. Чтобы не задирать его при съемке высоких зданий и не получать уродливых сходящихся кверху линий. Лучше всего иметь форматную камеру. Или Альпу (Alpa SWA, имеется в виду). Или Horseman SP (у него тоже есть шифт). Если на все это жалко денег, то можно купить объектив с шифтом.
Секреты выбора объекта?
Объект в городе выбрал до тебя, причем в случае с Венецией задолго до тебя, архитектор. Если тебе нравится, то что у него вышло в независимости от того распиарен ли этот объект и превращен в попсу или наоборот, остается относительно неизвестным, то тебе надо начать думать. В этом, собственно, главный секрет – как научиться думать. Прежде всего, ты должен честно ответить на вопрос: почему твоя работа будет интересна просвещенной публике. В смысле не будет вторичной (третичной) в отношении тех 10-15 миллионов туристов, которые снимают этот объект ежегодно и выкладывают в своих Инстаграммах и Фейсбуков. Если ты объяснил сам себе простыми словами почему, то дело за техникой. (Это важно: самому себе и простыми словами!) Если не объяснил, лучше не тратить пленку, а пойти и выпить кофе. Или просеку. Или шприц. Выбор объекта, если ты снимаешь природу, чуть проще. Но там вокруг нет кафешек, поэтому негде отдохнуть.
А что же такое «художественное высказывание»? Как по Вашему?
Это абсолютно тоже самое, что обычное высказывание. Только, сделанное художественным языком. Также как и любое высказывание, оно может быть оригинальным и интересным (у хороших художников), а может быть скучным и банальным (в большинстве случаев). То есть художественное высказывание по своей сути - это некоторое коммуникационное, информационное сообщение, как правило, с некоторой эстетической, а часто и с этической доминантой, которое рассчитано на реакцию некоторого количества зрителей (нравится-не-нравится, круто-отстой), иногда довольно узкого круга. В пределе этот круг может быть сведен вообще к самому художнику. То есть, он высказался, а потом сам посмотрел, что у него получилось. Но совершать высказывание, когда тебя не видит никто, ни ты сам, ни господь Бог – довольно странно. Поэтому хоть какое-то существо на реакцию которого художник рассчитывает необходимо.
Поговорим о технике?
Техника в материальном смысле важна. Также как художники Ренессанса тратили серьезные ресурсы на выбор краски, растворителей, кистей, грунта, поверхностей, постоянно экспериментировали, также и в фотографии, техника имеет значение. Выбор камеры, объективов, пленки, фильтров. Техника в ремесленном смысле также важна – какой почерк, какая манера письма. В фотографии это выбор техники печати, техники работы с контрастом, для цветной фотографии (которую я знаю плохо) это еще и техники работы с цветом. То есть, понятно, что есть вещи важнее техники, вкус, например. Чувство меры там. Гармонии. Креативность. Но техника тоже важна. Мои основные инструменты – камера большого (Chamonix, Wista, Canham, Arca-Swiss) или среднего формата (Alpa, Horseman, Linhof), возможность шифта (иногда тильт+шифт), только инфракрасная пленка и инфракрасный фильтр. Я снимаю в невидимом свете. В видимом все уже снято до меня-). Время от времени я использую двойную экспозицию, то есть снимаю на один негатив два кадра. Получаются немного сумасшедшие работы. Но в этом безумии иногда проявляется какие-то высшие закономерности.
Что главное в фотографии? Техника? Формат? Или?
В фотографии (как и в любом искусстве) главное – не повторяться. Иметь свой стиль. Иметь свой почерк. То, что по-английски называется distintcive look. Быть узнаваемым. Чтобы по одной работе зрители могли бы сказать: да это же Арсен Ревазов! А для этого надо, прежде всего, отказаться от всеядности, не снимать все подряд. (Или точнее снимать-то можно, для развития техники, я иногда снимаю и спорт, и животных, и под воду залезаю, но никому не показываю.)
И что тогда по Вашему, современная фотография?
Борьба за место под арт-солнцем между 500 миллионами смартфонных камер, 50 миллионами мыльниц и зеркалок. Быть оригинальным при такой конкуренции, согласитесь, нелегко. Ну и просто очень шумно вокруг из-за щелкания миллиардов затворов. Информационно шумно, поэтому сегодня надо делать такие работы, чтобы зритель посмотрел на нее и офигел. Просто офигел и понял, что такого он еще не видел. Чтобы у него расширились зрачки. Чтобы он на пару секунд потерял дар речи.
Ну, а что касается, современного искусства?
Если озадачиться вопросом, чем современное искусство отличается от классического (я, правда, не считаю этот вопрос каким-то особенно важным), то надо признать, что в относительно простые отношения художник-заказчик сложившиеся со времен раннего Ренессанса, с конца 19 века и по сей день, постепенно начали вмешиваться представители различных арт-институтов. Это и музейные сотрудники, и кураторы, арт-пресса, популярная пресса, эксперты, галеристы, коллекционеры, сотрудники аукционных домов, студенты, профессора, инвесторы, спонсоры, чуть ли не политики и селебрити, словом много кто. И каждая из этих институций вносит какой-то вклад или наоборот, пьет чью-то кровь. Художник вынужден простраивать очень сложные коммуникации, чтобы достучаться до своей публики, по дороге стараясь угодить всем этим людям или хотя бы не поссориться с ними. Естественно, что побеждают в этой борьбе за выживание те художники, у которых есть талант простраивания отношений, а не просто хорошие художники, которые часто оказываются интравертами и вообще не умеют ничего такого делать. Или не хотят. И в любом случае, на это у них уходит время, которое они могли бы потратить на искусство, а не на очень сложный и изощренный маркетинг. А с другой стороны, я не исключаю, что по-настоящему великий талант пробьется и через эту коммуникационно-организационную сеть. Ну, или не пробьется. Не знаю.
Современный дизайн?
Современный дизайн – это современный дизайн. А не олдскульное безвкусное унылое дерьмо.
Где пересечения, где границы?
Границы между хорошим вкусом и плохим, как правило, проходят по семьям. Хотя, разумеется, в некоторых случаях имманентное чувство прекрасного может проснуться и даже вспыхнуть в самой неожиданной семье. Но если присмотреться, можно увидеть, что и у бабушки в этой семье был хороший вкус, и дедушка выпиливал лобзиком крутые штуки.
Что такое в вашем понимании «актуальное искусство»? Что такое вообще, «актуальное»?
Актуальное искусство, это искусство которое интересно, понятно и дорого сегодня и которое, следовательно, с течением времени будет неизбежно дешеветь. В связи с чем, у меня нет вопросов к художникам. Но есть к коллекционерам.
Как относитесь к архитектуре и к архитектурной фотографии?
Архитектура – это искусство. (Если она хорошая, архитектура). И архитектурная фотография это искусство. (Если это хорошая фотография). Но я снимаю не только города и не столько города. Мои самые любимые работы сделаны в австралийских джунглях на севере Австралии, на Мадагаскаре, где я сделал серию «Баобабы», и в Антарктиде. Все это нелегко. Летом - очень жарко. Зимой - очень холодно. Весной и осенью – грязно и нет листьев. Да и вообще таскать 15-20 кг стекла и железа в рюкзаке по 10-12 часов в день нелегко, даже с перерывами.
Куда в идеале поместили бы свои фотографии? В интерьер музея? Дома? Галереи?
Мои работы должны находиться там, где они радуют глаз. Они там и находятся. В музеях, в галереях, в домах, в общественных зданиях. У меня есть несколько покупателей, которыми я горжусь и хвастаюсь: католическая церковь купила две моих работы, к сожалению, Ватикан – очень закрытая организация и они не сказали, где будут находиться работы. Владельцы самой известной виллы в мире, виллы Ротонды работы Палладио, той самой по образу и подобию которой сделан и Белый Дом в Вашингтоне, и бесчисленное количество особняков в Европе, Америке и Австралии купили у меня работу «Ротонда». А дирекция музея Ca d’Oro, вероятно одного из самых красивых дворцов Венеции, попросила у меня для экспозиции несколько работ Ca d’Oro. Когда мне директор галереи рассказал про это, я почувствовал, что не напрасно стараюсь.
Ваши планы?
Ближайшая выставка будет в Москве, в галерее «Триумф» в середине октября. Называется 4D. В смысле четвертое измерение. Я показываю, как выглядит наш мир при взгляде на него из четвертого измерения. Снято все в невидимом свете. Инфракрасном. Всего будет около 25 работ.