Персональная выставка Андрея Филиппова, романтического концептуалиста, открылась в Фонде «Екатерина». Как жить с актуальным искусством в одном доме, что такое хороший интерьер, отличный дизайн и «Департамент орлов» рассказывает нашим читателям Андрей, эксклюзивно!
Андрей, эта выставка охватывает какой период времени?
Выставка готовилась чуть больше месяца. Я подумал, что будет лучше всего, сделать тотальную инсталляцию, охватывающую период времени протяженностью в 25 лет. Здесь есть, например, ранние работы, вроде «Святой Софии» (1992 год). В ней – гексограмма, обозначающая расцвет и упадок. При повороте круга она меняет значение на противоположное. Из последних работ – инсталляция под названием «С колесом в голове»: стол, стул, портрет Кости Звездочетова, халат с погонами на которых написано ЖДЯ (Железные дороги Якутии). Человек ждет….
Андрей, прокомментируй, пожалуйста, название выставки.
Был такой бельгийский художник Марсель Бротарс. Он сделал выставку в 1968 году и назвал ее «Отдел орлов Музея современного искусства». Для своего фиктивного музея он насобирал множество всяческих изображений орлов и выставил их. По аналогии с выставкой Марселя Бротарса я назвал свою «Депортамент орлов», потому что я также работаю с мифами, историческими, религиозными и т. д. Мы воспринимаем мир, как говорил апостол Павел, сквозь тусклое стекло, как бы гадательно. Мы потеряли остроту зрения, и все образы видим искаженно. Об искаженном зрении здесь, например, «Тайная Вечеря» - длинный стол с серпами и молотами, которую несправедливо и сразу зачислили в соц-арт. Леонардо сделал свою «Тайную Вечерю», я – свою. Конечно, я утрирую сакральный образ, понимаю, что Тайная Вечеря происходит на каждой литургии. А серпы и молотки появились потому, что просто эпоха, безусловно, была такая, переходная в 1989 году. В экспозиции есть и «Первая ласточка», тоже 1989 года: два молотка, два серпа, скручены в виде двуглавого орла...Здесь есть мольберты, как гильотины. Инсталляция называется «7 смертных грехов». Это новая работа. Есть черепа, есть всадники апокалипсиса … Есть печка. Открываешь заслонку, а там - телевизор, который показывает взрывы, пожары, ужасы. «Ночь перед Рождеством» называется. Печку сделал 12 лет назад.
Я, вообще-то, веселый и добрый. Только творчество мое – пугательное. Я не соц-артист, я – концептуалист. Мне повезло. Общение было хорошее, интересное, ставило мозги. На меня многие повлияли, такие противоположные люди, как, например, Андрей Монастырский, Никита Алексеев, Костя Звездочетов.
Искусство можно развешивать, расставлять. А что будем делать с современным искусством? Оно может стать частью жилого дома? Годится не только для музея?
Конечно, современное искусство годится не только для музея. Пример – нарисованная стена с зубчиками в экспозиции выставки, образ Небесного Иерусалима, к которой приставлена лестница из костей, отлитых в Мурано. Потом, когда выставка закончится, стену закрасят.
А не жалко? Искусство можно закрасить?
Можно, конечно. Это уже вопрос владельца. Я к таким вещам отношусь нормально. Но не все так относятся. Иногда инсталляции разбираются, уничтожаются после выставки. Я к этому прохладно отношусь: родил – и гуляй сам по себе. Бывает, пожалеешь, но не сильно.
А дома что у тебя есть? Что предпочитаешь?
Есть Костя Звездочетов, есть работы Вадима Захарова, Юры Альберта, Андрея Монастырского, Никиты Алексеева.С искусством сложно существовать, когда его много. Оно берет на себя много внимания. Дома хочется иметь более нейтральное пространство, но с обязательным включением каких-то произведений, которые тебе дороги, которые тебе нравятся. Но их должно быть немного.
Может концептуальное искусство жить рядом, напрмер, с антиквариатом?
Все очень индивидуально. Это вопрос вкуса и пристрастий. Что-то может, а что-то не может. Мои бабочки, как бы приколотые, как бы пойманные, спокойно могут соседствовать с любым антиквариатом. А могут находится и в стерильном пространстве.
Какой интерьер нужен современному искусству?
Желательно побольше. Безусловно, кабаковский «Красный вагон» к себе в стандартную квартиру не поставишь, и его «Туалет» - тоже. Зато спокойно повесишь его же графику, кстати, очень интерьерную. И выкрасить стенку можно… Разные жанры требуют разного подхода.
Тебя для каких коллекций покупают?
Есть разные типы коллекционеров. Одни коллекционируют искусство жадно и я бы сказал, похотливо. Другие – просто для удовольствия. Одни строят фонды, вкладывают деньги, делают инвестиции, обмениваются. Другим просто нравится покупать живопись, объекты. У меня, кроме живописи, черепа покупают, бабочек… Большую инсталляцию трудно купить для дома. Да и таких домов не так много.
Работы имеют определенную ценность, разумеется, и в денежном отношении и со временем растут в цене. Бабочки в 2000 году я продавал, условно говоря, по 100 долларов. А сейчас мою бабочку купили на аукционе за 700 евро. Тоже самое происходит и с живописью. Одно могу сказать, когда меня задорого продают, совесть начинает мучить…
В Культурном Фонде «Екатерина» до 15 апреля.
Адрес: Тверской бульвар, дом 26, строение 1.