Она не боится серьезных бюджетов. Она оформляет статусные дома, такие большие и сложные, что заказчик приглашает отдельно архитектора (например, Сергея Чобана или Михаила Филиппова) и отдельно - декоратора, то есть Екатерину Федорченко. Она отвечает за наполнение дома от мебели и тканей до аксессуаров в ванную комнату.
Екатерина выросла в семье дипломатов, хотела стать художником, но по настоянию родителей окончила романо-германское отделение Университета им. Мориса Тереза. Первый серьезный дом построила для себя, в начале 1990-х. Архитектор предложил сделать дачу, она же хотела настоящий загородный, с мансардой и бассейном. В результате мечту воплотила в жизнь! Вторая мечта - свое декораторское бюро, осуществилась в 2002-м году. В том же году она получила диплом MBA в РАНХиГС. В поисках лучших фабрик, делающих интерьерный декор и мебель, Екатерина объездила Европу и Америку. Знание трех языков способствовало налаживанию контактов. Она всегда выбирает лучшее: ткани, паркет, мебель, фурнитуру. Ее стиль можно определить как умеренный историзм. Ее последнее увлечение – французский интерьер 1970-х, из которого она черпает вдохновение для московских проектов. Ей близка позиция французских декораторов, создающих интерьеры целиком, от росписи стен до мебели. Она – французский связной в России.
Екатерина, вы являетесь экспертом номер один, касательно французских интерьеров, чем французский интерьер отличается и выделяется?
Недавно закончилась очередная выставка Maison&Objet, и мне хотелось бы рассказать о собственных впечатлениях. Ну, во-первых, я уверена, что французский эстетический вектор всегда был и остается основным мировым вектором, и не только в области интерьеров. Может быть, кто-то посчитает мое мнение спорным. Но такое внимание к оформлению интерьеров, какое всегда проявляли и проявляют французы, в других странах обнаруживается только в последние 20-30 лет. Исключение составляет разве только что Италия, но сейчас у них в этой области наметился иной путь.
Какова первая характеристика французского интерьера?
Первое, что всегда было и есть у французов – это колоссальное уважение к своему историческому прошлому. Во Франции каждую квартиру, дом делают, что называется, навсегда. Ничего не выбрасывается и не уничтожается. С вещами расстаются не потому, что они устарели, а потому, что они надоели и на них уже тошно смотреть. Даже если вы что-то вынесете на помойку, это что-то наверняка подхватят соседи, почистят, отреставрируют и оставят себе или продадут. Знаменитые блошиные рынки притягивают аутентичностью своих вещей приезжих со всего мира.
А что, во-вторых?
Французы в интерьеры вкладываются, и временем, и деньгами. За жилым фондом следят и ухаживают. Историческая преемственность поколений, то есть их национальная идея, нашла свое выражение в правительственных программах, поддерживающих мелкое производство и ремесло. Французские мастерские объявлены национальным достоянием Франции. И занимаются этим крупные правительственные организации: Национальный Институт Художественных ремесел, Постоянная Ассамблея Палат Ремесел и Промыслов, и др. В общем, масштаб себе можно представить.
Что же, в –третьих?
В интерьере акцент всегда делается на необычность и нестандартность вещей и их рукотворность. Помимо качества, особенно ценится некая «неправильность», которую можно обнаружить при ближайшем рассмотрении. Например, это может быть особая красивая неровность поверхности, неожиданный изгиб или противоречивая кривизна, и даже некая непрактичная неудобность предмета, - жертва эстетике. Все это вызывает кучу ассоциаций и пробуждает чувства.
Пробуждать чувства, это одна из черт французского интерьера?
Сенсуальность – это еще одна интересная черта французов. Их «gout de vie» в интерьерах выражается особенно сильно и во многих оттенках. Под сенсуальностью я имею в виду особую французскую чувствительность к любым проявлениям жизни и достаточно откровенную реакцию на них в широком спектре – от наслаждения до отвращения. Поэтому, наверное, так отчетливо считывается стиль в работах французских декораторов: Гарсиа, Лиэгра, Гранжа, Денио, Йовановича. Каждый из них создает ярко выраженную атмосферу в своем интерьере.
А что можно говорить об особенностях французской планировки, выбора материалов?
Французы большое внимание уделяют гостиной как месту общения, это, во-первых. Обязательно, даже в студиях, огораживают место для полноценной спальной кровати, не любят раскладных диванов. В кухне акцент делают не на поглощение пищи, а на неторопливое ее приготовление. Поэтому часто кухни открыты и совмещены с гостиной и столовой, чтобы можно было одновременно готовить, выпивать, болтать.
Что касается материалов, то предпочтение отдается всему натуральному. Полы делаются только из дерева или камня. Часто используется эмалированная керамическая плитка, короче все, что говорит о природном происхождении материала. Одним словом, никакого ламината!
У француза - всегда пиетет перед искусством. Даже в самой скромной квартире будут висеть гравюры, рисунки, благо рынок печатной графики, в том числе антикварной, гравюр, литографий, необозрим. Очень часто в интерьере используется скульптура, пусть недорогая, из простых материалов, но авторская и выразительная. А еще, для француза, живущего в загородном доме, сад часто важнее самого дома. Но это уже отдельная тема.