Серия интервью со звездой отечественной архитектурной и художественной сцены Евгением Ассом, основателем и ректором архитектурной школы МАРШ, профессором МАРХИ, заканчивается. В своём последнем интервью Евгений Асс рассказывает о школе МАРШ, о месте архитектуры в культурном контексте и о том, что нужно сделать, чтобы архитектура нашла себя как часть культуры. Этого он ещё не говорил никому!
Евгений, вы любезно рассказывали нашим читателям о своих проектах, в том числе музейных, об архитектурной политике, о современном искусстве, о реконструкции Москвы. В этом интервью скажите несколько слов о своей школе МАРШ.
Не буду говорить, чем отличается МАРХИ от МАРШа, много говорил об этом. Повторюсь только в том, что студенты у нас хорошие, я их люблю. Есть просто блестящие студенты. Мальчиков у нас чуть больше, чем девочек.
Могу сказать, что, к сожалению, у студентов, приходящих к нам, и имеющих за спиной 4 года образования, базовый уровень архитектурного сознания очень низкий. Сложно в двух словах объяснить, что я понимаю под архитектурным сознанием, но для меня это погруженность в архитектуру, как в профессиональную проблему. Большинство студентов демонстрируют лишь известный навык производства чертежей. Но когда ты пытаешься выяснить, что, собственно говоря, этот проект значит, что в нем главное, о чем ты думал, когда его делал, студенты, как правило, не в состоянии ответить на эти вопросы. Это означает, что они - не внутри профессионального дискурса. Они не живут профессиональными размышлениями. Это означает, что в течение четырех лет, им привили в ВУЗах лишь некоторый навык производства чертежей, но совершенно не привили навык мыслить архитектурно.
А что значит «мыслить архитектурно»?
Архитектурное мышление – очень специфический тип мышления. Это и глубокое понимание истории, и глубокое понимание реальности, и пространственные переживания. Студенты же не знают даже историю архитектуры. Со многими из них приходится начинать сначала. Иногда они обижаются. Они говорят, ну как же, смотрите, я же не хуже Рема Колхаса нарисовал. Похоже ведь? Похоже. Ну и что с того? Ведь это мысли Колхаса, а не твои.
Какое архитектурное образование, по-вашему, будет идеальным?
Если говорить о том, чего бы я хотел, то, конечно, я хотел чтобы первые 4 года образования создавали людей, глубоко и серьезно погруженных в профессию. Что предполагает и знание, и тренировку определенных навыков, помимо просто черчения. И уж вовсе не связано с умением аккуратно штриховать гипсовые головы. Такое рисование есть совершенный рудимент из другой жизни. Я не отвергаю необходимости рисования. Надо рисовать, я сам непрерывно рисую и занимаюсь искусством. Но чисто технический навык правдоподобного изображения мало влияет на развитие архитектурного сознания.
Кроме определенных технических навыков, что входит в обязательную программу вашей школы?
Внутри школы мы заставляем наших студентов много читать, много обсуждать. У нас есть курс, который называется «История пространства и времени», который ведет Сергей Ситар. Он дает для прочтения 900 страниц текста в один семестр, от Платона до Фуко. К каждому проекту я составляю ридер из нескольких десятков названий книг. Наши студенты должны хотя бы ознакомиться с теми книгами, которые могут существенно повлиять на их представление о том, чем они занимаются.
Как пересекаются тексты и архитектура?
Для одного из проектов я требовал, чтобы студенты прочитали Борхеса. Казалось бы, к архитектуре Борхес не имеет прямого отношения, но только до тех пор, пока, мы не поймем описанные у него некоторые структуры сознания. Я часто прошу своих студентов выбирать из художественной литературы тексты с описанием архитектуры, интерьеров, связанные с переживаниями героев. Архитектура в известном смысле пересекается со сценографией. И очень интересно читать, например, ремарки Чехова, как организовано пространство, в котором действуют герои. Чехов в данном случае выступает как архитектор, который проектирует окно слева, а дверь - справа.
Как архитектура нынче существует в культурном контексте?
Есть выдающиеся архитектурные книги, провоцирующие глубокие размышления об архитектуре. Мы издали в нашей библиотечке МАРШ книгу Юхани Палласмаа «Мыслящая рука». Все книги Палласмаа, которые мы коллекционируем, уникальны! Я заставляю студентов читать «Атмосферу» Питера Цумтора. Мы показываем им фильмы, обсуждаем. Архитектура должна существовать, существует в культурном контексте. Сегодня архитектура и в России, и в мире – это немного башня из слоновой кости, то есть замкнутая в себе профессия. Архитекторы не любят общество, общество не любит архитекторов. Очень важно, чтобы архитектура нашла себя как часть культуры. В России пока не получается. Требуются усилия и изнутри архитектуры, и извне. Мы тоже над этим как-то думаем, работаем.