Архитекторы Антон Надточий и Вера Бутко — руководители архитектурной мастерской «Атриум», которую они основали в 1994 году. Они — члены Союза московских архитекторов, лауреаты многочисленных российских и международных конкурсов, участники разнообразных выставок: «Золотое сечение», «АрхМосква», «Зодчество», «Московская архитектурная биеннале», «Другая Москва» (Берлин), «Русские интерьеры» (Берлин/Штутгарт), «40×40», Corian® Springs Russian Design (Милан) и многих других. Архитекторы одинаково успешно справляются и с масштабными проектами в сотни гектаров, и с разработкой частных домов, различных интерьеров. Всегда смело экспериментируют с объемом и формой, всегда удивляют новыми концептами. В первом интервью Антон Надточий и Вера Бутко рассказывают о конкурсах, инновационности, поисках формы и пустоте. Продолжение следует.
Практика архитектурных конкурсов для вас известна в обоих ракурсах, со стороны жюри и со стороны участника, зачем нужны конкурсы профессионалам?
Антон: Конкурсы-смотры важны, как продолжение внутрицеховой дискуссии о развитии профессии. Если говорить о публичных конкурсах на тот или иной проект, то тут добавляется тема коммуникации с общественностью. Людям важно понимать критерии принятия решений, видеть этот процесс.
Насколько радикальные предложения, меняющие и реструктурирующие жизнь, могут принимать ваши заказчики?
Антон: Наиболее яркими были времена лет пятнадцать назад. Тогда существовал информационный вакуум, и нам приходилось работать с неподготовленным заказчиком. Люди просили сделать им простейшие вещи, например, построить деревянный дом. Мы спрашивали: «А есть у вас какие-то еще пожелания?». «В общем-то, нет, — отвечали они, — Ну, хочется, чтобы было комфортно, удобно...Может быть, большие окна, потому что у нас там открывается вид....». Мы, естественно, делали то, что заказывали, но обязательно предлагали нечто большее. Хорошие видовые характеристики, приводили к использованию остекления с клееными углами, неудачный рельеф мог оказаться подсказкой для непривычного функционального зонирования. Зачастую люди не знали, что именно они получат, обращаясь к нам, а увидев результат, констатировали, что такого им в голову не приходило, и радовались случившейся встрече. Сегодняшние заказчики лучше подготовлены. Они уже знают, что мы делаем, они поездили по миру, они понимают разницу. Они хотят получить новую, качественную, современную архитектуру.
Что для вас важно при создании интерьера?
Антон: Архитектура — единственный вид искусства, непосредственно оперирующий пространством и формой. Нам это важно и в интерьере, и при объектном, и при градо- проектировании. Понятно, что есть свет, цвет, многие декоративные и прикладные элементы. Но главное — пространство.
Вера: Оно заключается в форму, а ее прочтению способствуют правильно подобранные материалы: их цвет, фактуры. Мы активно работаем с цветом, используем природные материалы. Все это — наши инструменты.
Следовательно, форма и есть главный предмет исследования?
Вера: Да, собственно, это то профессиональное, что от нас может получить заказчик, как правило, мыслящий функцией. Он понимает, где и как будет жить, какие ему нужны пространства, но как их сочетать таким образом, чтобы внутри возникла не просто пустота, но ее форма, он самостоятельно представить не может. И мы ему помогаем. Делаем ее рациональной и эмоциональной одновременно.
Антон: Все остальное — сопутствующие моменты, без которых не могут существовать реальные объекты. Архитектура, как искусство, как некая всеобъемлющая деятельность, интегрирует любые аспекты человеческой жизни.
Вера: То есть наша Форма не противоречит удобству жизни в ее пространстве, но она обязана сделать из него, скажем так громко, произведение.