Она покорила Париж, Лондон, Белград. Ее продают на Sotheby’s и показывают на Maison & Objet. Она — признанная звезда отечественной арт-сцены. Ее живопись, графика, костюмы, арт-объекты находятся в музеях и частных коллекциях всего мира. Начав с провокационных коллекций одежды от кутюр, смешав ортодоксальные символы Византии, советской униформы и стиля гламурный панк, она продолжила стилистику кича, введя в него шик и иронию. Она — родоначальница русского гламура. Сегодня Катя Филиппова по-прежнему — художник, модельер, декоратор. Работает в театре, кино, занимается интерьерами. Этим интервью мы продолжаем серию разговоров с отечественными VIP декораторами. После первой части будет и вторая. Не пропустите!
Катя, вот ты все умеешь, работаешь в разных жанрах. Кем ты себя больше ощущаешь?
Прежде всего, художником, не дизайнером, нет. Конечно, у меня есть некая грань, когда в интерьере, я работаю не как художник, а как декоратор. Но это — не дизайн.
Дизайн — всегда разработка новых форм, новых предметов, которые потом пойдут в поток, в промышленность.
У нас же сейчас принято называть дизайнерами всех, включая декораторов и архитекторов.
Ты считаешь, что дизайнер — декоратор, это путаница в терминологии?
Мне, кажется, да. Меня часто называют «дизайнер Катя Филиппова». Но какой же я дизайнер? Даже книга (я профессиональный художник, закончила Полиграфический институт), это не дизайн. Дизайнер — профессия, конкретная, как профессия архитектор. А вот все, что уже делается вокруг архитектуры и дизайна — уже декоративное искусство, декорирование в разных техниках. Так что я — декоратор.
Но многие стесняются назваться декоратором, предпочитают все-таки термин «дизайнер»...
Все происходит потому, что слово «дизайнер» звучит лучше. Может быть, я ошибаюсь? Но мне кажется, что быть декоратором намного круче, чем быть дизайнером. Опять-таки, повторяю, это две, совершенно разные профессии, очень разные.
Катя, ты великолепный стилист, что тебе интересно из стилей? Каковы твои предпочтения?
Не очень люблю все современное. Я — фанат эклектики, питерских дворцов, например, где один зал сделан в русско-финском стиле, другой — в мавританском, третий, вообще, в стиле барокко.
Всегда считала главным достижением человечества храмы и дворцы, с их абсолютным совершенством интерьеров и экстерьеров. Я максималист. Люблю и сковот. Но мне в нем неудобно, если там, условно говоря, не висит хрустальная люстра. К термину «дворец» я причисляю и купеческие дома, и русскую бревенчатую избу, всю изрезанную орнаментами. В интерьере ее — красота вышитая, иконы..
А ты с аналогичными проектами работала? Или они попадались тебе только в кино?
Умею вообще-то все, честно скажу. Интерьеры для меня создавать приятно и легко. О готовых частных интерьерах, увы, не могу ни рассказать, ни показать их, потому что находятся они все в закрытых буржуазных домах.
Что можно сказать об интерьерных стилях этих объектов?
Стиль — эклектика, дворцовая эклектика, с юмором, иронией. Но при этом, очень тщательно сделанная эклектика, от кутюр.
Образ, личность человека, совпадает с его интерьером, его стилем, манерой одеваться?
Очень редко, совпадает, иногда, а чаще всего не совпадает. Между прочим, это касается и фешн. Мода — явление относительное.
Кто, по-твоему, диктует моду?
Моду диктует не мода, и моду в интерьере, в том числе. А фешн мода не так уж сильно влияет на интерьерную моду, как принято говорить и думать. На моду, прежде всего, влияют новые технологии, которые ее и продвигают, новые разработки в текстиле, например, или в каких-то других отраслях. Мода — это смесь новых технологий, улицы и политики. Грубо говоря, мода рождается в подземных переходах, оттуда идет уже в интерьер. Мне кажется, вот так.
Ты сейчас чем занимаешься?
Подушками, зеркалами — это пунктирно. Я занимаюсь большими проектами. Вот был театральный проект «Полоний», в котором мы делали костюмы вместе с Владом Монро. Проект был большой, очень крутой, очень интересный. Я полностью отвечала за всю красоту.
Были кинопроекты, довольно серьезные. Для фильма «Обитаемый остров» Федора Бондарчук, сделала кучу «космических» аксессуаров. Потом мы создали целую коллекцию по мотивам фильма.
Для интерьеров иногда продолжаю создавать, так называемые текстильные акценты, вроде штор, царских, гламурных, покрывал, подушек. Но это — штучная работа. Делаю объекты. Это может быть абажур, весь, авторский такой, ручной, сделанный... Делаю наборные зеркала.
Расскажи, о них поподробнее, я помню их, они прекрасны.
Берется простое зеркало. Вокруг него наращивается фантастическая среда из коллажных предметов — от стразов до почтовых марок и фотографий. Получается рама, непонятно из чего сделанная. Выглядит все как венецианское зеркало. Но вместо серьезных, дорогих материалов — какие-то пустяки, как в детском «секретике». Все продуманно, все офф-арт, не трешево, произведение искусства.
А как ты думаешь, чистый стиль сейчас возможен?
Нет. Думаю, что все уже было и прошло в 60-е - 70-е −80-е годы прошлого века. Сейчас, условно говоря, всем все равно, где жить, во что одеваться. Мы уже не раздумываем, что наденем и какой холодильник купим. Все ушло в провинцию, к нуворишам.