Победительница III Московского международного фестиваля садов и цветов Moscow Flower Show 2014 в номинации «Наследие» Диана Cабирова даёт эксклюзивное интервью сразу после награждения. Читайте её рассказ о прошлом и настоящем отечественного ландшафтного дизайна, о модных тенденциях и о московских садах.
Ландшафтный дизайнер, архитектор, это одно и тоже, или? Кем вы себя чувствуете, как себя позиционируете?
Ландшафтный дизайнер, архитектор... Я, лично, не вижу разницы для себя, хотя допускаю, что для кого-то эти понятия могут иметь принципиальную разницу. У меня нет диплома архитектора и, быть может, правильно называть мебя ландшафтным дизайнером, хотя я делаю то же самое, что и дипломированные ландшафтные архитекторы. Моя дочь, когда была маленькой , называла меня просто «ландшафтор»...))) Мне кажется, что это очень удачное определение:)))) Занимаюсь ландшафтом уже 15 лет. В основном моя сфера - частные сады и садово-парковые ансамбли. В области городского озеленения у меня также есть реализованные проекты: главная площадь города Костромы, (2010 год), проект двора жилого дома , проекты городских клумб и цветников. По первому образования я - историк искусства. Но последние годы, учась на историческом факультете МГУ, особое внимание уделяла проблемам садово-паркового искусства. Тема моего диплома – «Современное садово-парковое искусство Франции 60-е – 90-е годы 20-го века». В какой-то момент я осознала, что не смогу быть просто теоретиком и систематизатором и мне необходима практическая творческая реализация. Поэтому я параллельно закончила ландшафтные курсы при биофаке МГУ. После на них же несколько лет преподавала. Первое искусствоведческое образование мне очень помогло. Без него, наверное, невозможно было представить то, что я сейчас делаю и тот угол зрения, под которым я смотрю на все вокруг себя. Мои интересы лежат в сфере ландшафта в широком понимании этого слова. Мне одинаково интересен ландшафт, как в формате частного сада, городского парка так и рада была бы получить возможность поработать в сфере, связанной с эколандшафтом. Например, в европейских странах существует практика переделки с помощью ландшафтных мероприятий старых мусорных свалок в общественные парки и горнолыжные базы. Очень хотелось бы, чтобы и мы сделали шаги в этом направлении. Обычно я уклонялась от выставочной деятельности. Но этот сезон, наоборот, проходит для меня как год выставочных садов. Недавно я участвовала в выставке «Сады и люди» в Сокольниках. Теперь вот - здесь. По большому счету - это мой первый опыт, который я еще не вполне осознала.
Что такое сейчас для России «ландшафтный дизайн», традиция которого была разорвана?
Я, наверное, оптимист, потому как вижу исключительно хорошие тенденции, в частном секторе, например. Нынче люди, приобретая большие участки, не 6, не15, не 20 соток и даже не 50, а гектары земли, понимают всю степень ответственности, которая на них возлагается. Понимают, что если они купили лес, то в будущем должны бережно ухаживать за этой территорией . Десять лет назад такого не еще было в принципе. Тенденция правильная, здоровая тенденция.
А что происходит в сегменте городского ландшафтного дизайна?
Положительная динамика, как мне видится , есть и здесь. Это видно, например, по тому, что сейчас происходит в Парке Горького. Он стремительно обновляется просто на глазах, что очень приятно. В советское время он был центральным, главным парком страны и сейчас вновь, обновляясь и наполняясь, возвращает себе этот статус. Я вижу совершенно другие вазоны, наполненные хорошими композициями, сделанными опытными флористами, много новых посадок растений. Очевидно желание устроителей парка утопить все в цветах, создать необходимую атмосферу для разных категорий людей. А Нескучный сад с его целыми аллеями белых гортензий и белых анютиных глазок!!! Очень красиво! Приходя сюда, начинаешь себя по-другому чувствовать, вести себя по-другому. И атмосфера меняется. Вообще сад – это в первую очередь атмосфера. Парк – это атмосфера. Ландшафтный дизайнер, архитектор создает именно пространство с определенной атмосферой, характером, которое способно определенным образом настроить каждого попадающего в него. Это самое главное. В этом вижу и свою задачу.
С кем из архитекторов предпочитаете работать?
У меня много знакомых архитекторов. Мне нравится студия Сергея Конкина, моего давнишнего друга, практикующего архитектора уже более 20 лет, архитектурное бюро Игоря Лозинского, по совместительству преподавателя МАрхИ. Талантливых архитекторов много.
Прокомментируйте проект.
Говорить о своем саде, тем более выставочном проекте, достаточно сложно. Он должен говорить сам за себя. Но начну с того, что это - исключительно выставочный проект. Хотя я его вполне представляю в рамках какого-нибудь большого сада, как один из его тематических уголков. Он может быть уголком для уединения, уголком для размышления, уголком для созерцания. Он мог бы существовать и в частном саду, и в общественном парке. Мне была задана тема «Наследие», и это - мое размышление на тему. Сад я назвала «Воспоминание о будущем или лестница в небо», потому что тему «Наследие» я понимаю не только как некую классическую традицию. Лишь на первом уровне здесь считывается классическая цитата, а точнее целый ворох цитат:))) Я не задумываюсь,что конкретно я цитирую. Мы живем в эпоху постмодернизма и цитирование для нас вполне естественно, даже неизбежно.
Знакомые элементы выполнены в иных материалах и вставлены в иной контекст. Еще один немаловажный момент - говоря о серьезных вещах, нельзя не заметить иронии и самоиронии:), которые есть в моем саду. Игровой элемент безусловно присутствует. Достаточно посмотреть на использованные мотивы и элементы и соотнести их с размерами садика. Он всего 50 кв метром:). И ангельские крылышки на лестнице:).
Хотелось бы обратить внимание на использованные материалы. В проекте появилась чугунная лестница и чугунные плиты на траве. Мы совершенно незаслуженно забыли про этот материал, который был так популярен в русских усадьбах. Чугун уникален и очень прочен. По многим параметрам он гораздо лучше, чем камень.Чугуном мостились террасы, площадки в парках. Из чугуна делали садово-парковую мебель. К сожалению сегодня практически не существует чугунной мебели, каслинское литье забыто. Мне бы хотелось, чтобы в наших современных усадьбах появилась такая же добротность и основательность, которая была в усадьбах дореволюционных. В саду использованы также зеркальные конструкции визуально увеличивающие пространство. Есть выпуклые зеркала , дающие дополнительную игру отражениям
Есть еще живая картина, с использованием вересков и декоративных луков. Она для меня – символ гармоничной работы с природными материалами. Живая картина должна символизировать по моей задумке идеальное сотворчество человека и природы. Человек лишь грамотно обрамляет живой природный материал. Пространство любого сада – своего рода райское пространство , в котором человек может себя почувствовать и частью творения, и творцом одновременно. В нашей жизни таких пространств, увы, не много.
А много ли людей сейчас готовы платить за такой сад?
Мы растем в данном направлении. Почти все состоятельные люди уже хотят жить не только в красивом интерьере, но и в пространстве красивого сада. Много лет большинство не готово было платить за ландшафт, понимая его как вторичную среду. Сейчас ситуация меняется. Нынче заказчики понимают, что сад - такое же отражение их личности, такое же пространство жизни, которое должно быть достойно оформлено, как и интерьер, что очень приятно. Я радуюсь, когда в тех пространствах, которые я помогла оформить, спокойно и комфортно.
Каковы модные тенденции в выборе растений?
Я не очень люблю говорить о моде и трендах, и тем более, если это касается ландшафта. Само понятие моды подразумевает некое подражание, следование заданному направлению, эталону. А мне кажется, что общее, похожее возникает как одновременное предчувствие, интуитивное угадывание сразу многих. Это не что-то кем-то сформулированное и взятое за образец, а назревшая необходимость.
Просто есть нечто, что витает в воздухе и одновременно возникает сначала как идея, а потом реально реализуется в творчестве многих. Последние годы многие ландшафтники стали больше внимания уделять таким видам многолетников как злаки, полыни, пряные травы. Многие экспериментируют, комбинируя с традиционными растениями. Встречаются любопытные сочетания: розы и лилии со злаками и так далее. Это очень интересно. Цветники как кружева, рисунок которых может быть самым причудливым и неожиданным.