У мозаики есть своя, неповторимая специфика. Алексей Тарбаев, известный московский декоратор, художник – монументалист и художник-мозаист создает для интерьеров и экстерьеров свои знаменитые панно в технике «римской мозаики». Все делает сам - от эскизов до материализации. В 2010 году он организовал мозаичную мастерскую Architeza Art при компании «Джиель», в 2012 году - художественную мозаичную мастерскую «Artmoment». Панно, созданные в мастерских под его руководством, украшают многие знаковые места не только Москвы, но и других городов. Читайте эксклюзивное интервью о таком древнем, таком актуальном и таком интерьерном виде искусства - мозаике!
Алексей, почему вы занимаетесь мозаикой? И что такое римская мозаика, на которой вы сконцентрировались?
Я занимаюсь творчеством столько, сколько себя помню. Меня всегда интересовало и интересует всё, что создаётся руками, всё, что может придать обычным, казалось бы вещам, новую художественную, декоративную суть и форму. Думаю, ничего удивительного, что творческая судьба в какой-то момент развернула меня и окунула с головой в искусство римской мозаики. Именно здесь мы можем наблюдать удивительные перевоплощения. Все это касается и обычных в нашем понимании стен, которые обретают совершенно новые художественные грани, и предметов интерьера, которые в современном мире также облицовывают мозаичным декором.
Должен сконцентрировать внимание на том, что я занимаюсь римской мозаикой, характерной особенностью которой является создание изображения из маленьких кусочков (тессеров) стекла и камня. В классическом понимании римская мозаика создаётся либо из камня, довольно больших и массивных каменных плит, либо из листов смальты, напоминающих блин. Все это дробится на мелкие тессеры. Современные технологии немного видоизменили и в какой-то мере упростили сам процесс создания мозаики. Новые способы камне- и стеклообработки позволяют сразу положить на стол мозаиста эти самые готовые тессеры небольшого размера в тех самых форматах 10×10 мм, 15×15 мм и т.д. Художнику уже нет необходимости вручную дробить крупные листы стекла и камня.
Форма квадрата тессера логично вывела три техники выкладки. Первая — матричная техника, когда мозаика не подкалывается, а рисунок собирается по сетке. Итоговое изображение отлично подходит под понятие пиксельарт. Вторая — художественная техника. В данном случае, мозаика подкалывается, давая неограниченные возможности художнику в творческом самовыражении. И, наконец, третья — смешанная техника, когда используется одновременно и матричная, и художественная.
Кем же вы больше себя чувствуете в своем ремесле, художником, дизайнером, мастером, архитектором?
Художник — да. Дизайнер — да. Мастер — да. Разве что не архитектор! Работая с мозаикой нужно обладать определёнными знаниями, потому что видов и форм её сейчас очень много. Ориентироваться в этом многообразии, а также в художественных возможностях того или иного материала — одна из моих основных задач. Чтобы не быть голословным объясняю. Есть, например, стеклянная мозаика 20×20×4 мм, и это крупный модуль для мозаичного панно. Поэтому эта мозаика традиционно используется в основном для создания декоративных, орнаментальных панно. А есть, к примеру, мозаика размером 15×15×4 мм, меньший модуль которой, а также богатейшая цветовая палитра делают её очень привлекательной для создания живописных картин. И таких нюансов — превеликое множество, так как помимо этой мозаики есть ещё и размер 23×23×8 мм, и 12×12×6 мм, и 10×10×4 мм, и 5×5х4 мм... Каждый размер имеет свою уникальную палитру цветов и фактуру. Ещё в стадии проекта нужно чётко понимать, что у мозаики есть своя неповторимая специфика и художественная, и техническая. При работе с клиентом я помогаю эту специфику раскрыть, в том числе, и в соответствующем сюжете. После подбора подходящего материала и тематики будущего панно я уже выступаю как художник, который создаёт эскиз и воплощает его в материале. И, конечно, один из самых ответственных моментов — это монтаж панно на объекте, в котором я и мои художники почти всегда участвуем.
Какие заказы чаще получаете, частные или коммерческие? Какие вам больше нравятся?
И те, и другие, поровну. Сложно особо выделить какие-то проекты, так как каждое панно, куда бы оно ни шло, мы делаем со стопроцентной самоотдачей. Благодаря парному панно в клубе «Метелица» на Новом Арбате получился, например, очень красивый парадный вход. (Мозаика придаёт лёгкий оттенок изысканности и привилегированности). При создании этого панно использовалась стеклянная, размером 20×20 мм, а также золотая и серебряная мозаика. Излюбленный приём многих дизайнеров и архитекторов — панно в ванной комнате. Я люблю одно такое наше панно в проекта замечательного архитектора Веры Тарловской со стеклянной мозаикой размером 15×15 мм с матовым и иридиумным покрытием. (Панно приблизительно — 2×2 м). Для мозаичных панно важна масштабность, чем больше будет размер, тем оно будет эффектней.
Используют мозаику и в предметном дизайне. Небольшой формат плиточек позволяет облицовывать любые сложные поверхности и формы. Примером такого проекта является зеркальный манекен, сделанный мной и художницей Вероникой Шакировой для компании Tomm Farr. Он находится в постоянной экспозиции Афимолла (Москва Сити).
А что можно сказать о современных сюжетах? И почему, при их ограниченности мозаика не теряет актуальности?
Действительно, сюжеты немного тривиальны, но от этого актуальности, как ни странно не теряют. В основном это — цветы. Огромную роль в их популяризации сыграл каталог итальянской фабрики по производству стеклянной мозаики Sicis «Power Flower», в котором были представлены многочисленные флористические панно. Во-вторых, это — морская тема, потому что мозаика традиционно используется для декора бассейнов, бань и проч. И в-третьих, это, конечно — орнаментальные мотивы.
Мозаика — великолепный материал для самовыражения. В ней есть и мудрость, и красота, и традиции, и современность. Искусство мозаики популярно до сих пор. Актуальность его подтверждается и тем, что оно не перестаёт удивлять, принимая новые формы. Нынче мозаикой не только облицовывают стены ванных и бассейнов, но столы и стулья, даже автомобили! Набирает обороты и микромозаика в ювелирных украшениях. Всё это, конечно, завораживает.