Продолжаем знакомство с отечественными VIP декораторами. Татьяна Антошина — декоратор, дизайнер, актуальный художник. С 1994 занималась дизайном интерьеров в студии «Лаборатория современного дизайна». Автор многочисленных частных и общественных интерьеров, кафе и ресторанов, создательница музея Женщины. Она — участница международных выставок актуального искусства. Ее персональные выставки всегда являются событиям. Она уверена, что искусство является источником всех декораторов, всех дизайнеров. Взгляд ее свеж и непредвзят.
Кем ты себя больше чувствуешь, художницей, дизайнером, декоратором?
Конечно, я считаю себя, прежде всего, художницей, хотя дизайн и декорирование тоже очень люблю. Вообще, чем я в данный момент занимаюсь, тем себя и чувствую: очень люблю декорировать, переделывать чей-то неудачный или неоконченный проект. Найти элегантное решение, и несколькими штрихами изменить атмосферу и стиль помещения — такая работа требует воображения и точности.
В чем, по-твоему, различие между художником и дизайнером?
О художниках: многие люди, практически все, способны видеть и создавать необыкновенные вещи, но большинство не позволяют себе этого, находясь в плену стереотипов. Лишь некоторые, а именно художники, способны разрушать стереотипы и создавать нечто новое, расширяя, таким образом, границы мира, делая их более подвижными.
О дизайнерах: существуют дизайнеры, которые основываются на своих технических познаниях, или дизайнеры, которые хорошо разбираются в вопросах бизнеса... все это нужно. Мое же любимое занятие — сидеть и ничего не делать, придумывая новые проекты: мысль, что сегодня этот образ промелькнул в голове, а завтра он материализуются, меня очень вдохновляет. Но дизайн — не рисунок или скульптура — тут нужны чертежи, планы работ, списки, согласования... К счастью, я работаю не одна, у нас есть небольшая команда дизайнеров и художников, они мне помогают.
Искусство должно быть функциональным или исключительно чистым? Что для тебя важнее?
Чистое искусство — это миф. Даже если мы говорим об изобразительном искусстве, оно, помимо чисто эстетической функции, обладает кучей значений, например познавательным и воспитательным: искусство и прививает мораль, и воспитывает вкус... Оно способно расширять временные и пространственные границы человеческой жизни: например, читая роман, вы, живя в 21 веке в России, попадаете, к примеру, в средневековую Англию. Искусство проектирует будущее. Например, слово «робот» придумал Айзек Азимов, а многие фантастические вещи стали сегодня реальностью. Но художник обычно не задумывается об эстетических функциях своего искусства.
Дизайнер же, наоборот, обязан думать о функциональности, в первую очередь по определению. Если не учитывается назначение предмета, то не может быть разговора о дизайне.
Но если ты спросишь, например, сделаю ли я плинтусы, вопреки требованию стиля, чтобы было удобнее мыть полы — то я скажу — нет. Не говоря уже о различных порожках, всевозможных заплатках из плитки на полу и т.п. Образ для меня важнее, чем удобство в работе строителей, а также удобства в уборке и проч.
Вообще-то, в моем сознании противоречия нет: разумное, простое, полезное и естественное, как правило, красиво. Если взять натуральные материалы, то предметы из них не только благоприятнее для здоровья, но и эстетичнее. Натуральный мрамор лучше искусственного камня, даже если он пачкается и стирается.
Твой дизайн на грани с искусством. А почему? Что значит работать на стыке искусства и дизайна?
Мой дизайн на грани с искусством, потому что такова моя личность...
В наше время глобализации очень актуальным для каждого человека становится вопрос выражения личности. От дизайнера ожидается создание нового и уникального. А в то же время, у нас в дизайне много заимствований. Заказчику порой бывает трудно определиться с самоидентификацией. Человек, способный мыслить независимо и критически в состоянии помочь ему.
Актуальный художник является именно таким редким человеком. Можно сказать, он упражняется в этом качестве в своих произведениях, подобно тому, как музыкант упражняется, играя на своем инструменте. Поэтому, у меня возникла идея сделать выставку предметов, запроектированных современными художниками. Вообще-то, в конце 19, и особенно в начале 20 века в России многие и многие выдающиеся знаменитейшие художники проектировали мебель, делали росписи стен в богатых домах, керамику, эскизы костюмов и тканей для производства.
Расскажи поподробнее об этой выставке.
Эта выставка предметного дизайна была задумана мной давным-давно, в середине 90-х. Мои друзья, прекрасные современные художники вдохновились идеей, и некоторые прислали эскизы...
Но тогда не было помещения, не было денег на реализацию и проч. А сейчас у меня появилась мастерская, и, когда сделаем ремонт, сможем устраивать небольшие групповые некоммерческие выставки. Не обязательно выставлять реальные предметы — иногда эскизы очень интересны сами по себе.
Расскажи, пожалуйста, о твоем интерьерном дизайне, то есть о новых проектах.
Если говорить о том, что меня сейчас волнует — конечно, в первую голову, мой новый проект «Холодная Земля» — выставка, посвященная Сибири, которая буквально недавно открылась в Красноярске, и продлится до конца лета. Это — моя первая персональная музейная выставка. Она состоялась в рамках музейной ночи, и ко мне на вернисаж пришло 2.500 человек, (это только те, кто купили билеты, в действительности же было еще больше зрителей). Я очень довольна контекстом, проектом, и уже думаю — как его улучшить. Планирую показать его в Новосибирске и в Перми, потом в Москве...
В Красноярске биеннале современного искусства и вообще выставки проходят в бывшем музее Ленина — огромном, монументальном, невероятном и странном пространстве. Эта музейная ночь называлась «Сон Разума», посвящена была сновидениям и фантазиям. Фоном для моей экспозиции были причудливые абсурдистские и сюрреалистические произведения, гранитные стены музея, гигантские инсталляции, музыка, театр, открытый к зрителям. Параллельно в Красноярске отмечается юбилей Виктора Астафьева. Композитор А. Маноцков написал и поставил замечательную оперу «Бойя». Это неожиданное сочетание сумрачной архитектуры — и праздничной толпы (состоящей только из молодых людей), спектакли и инсталляции, невероятное всеобщее оживление Музейной Ночи и моя выставка в ней — оставили ярчайшие впечатления.
Твои предпочтения в искусстве, архитектуре, дизайне?
О предпочтениях — это слишком обширный вопрос, я часто меняюсь, и мне очень, очень многое нравится. Если говорить о дизайне — очень увлекает идея экологически чистого жилья — применение традиционных материалов и технологий, способы очистки воды и воздуха, растения, запахи и звуки, живое питание, йога, взаимодействие с природой — это уже выходит за рамки дизайна и касается стиля жизни.
Сейчас я люблю минимализм — это стиль для аскетов, так актуальный в эпоху избыточного потребления. К тому же, минимализм хорошо взаимодействует с природой и является прекрасным пространством для искусства.
В то же время, люблю и ар деко, просто он мне всегда нравился — красивые предметы, наряды, автомобили, прически, умение наслаждаться жизнью, прекрасный Жак Эмиль Рульман, Френсис Скот Фицджеральд...
Еще я собираю красивые картинки интерьеров из интернета, и показываю заказчикам — они выбирают то, что им нравится, мы обсуждаем... Очень люблю молодых дизайнеров из Калифорнии, Лесли Синклер. У меня была даже идея опубликовать 100 лучших интерьеров на мой выбор из интернета, с указанием только имени дизайнера или декоратора. Но это, видимо, будет нарушением авторских прав. А могло бы получиться здорово — красота такая, что дух захватывает.
Кто такой идеальный заказчик?
Идеальный заказчик, конечно, — ты сам. Или тот, кто тебе доверяет и сотрудничает, а если не очень интересуется — то и не вмешивается. Заказчик, который уже строил, делал дизайн и ремонт, работал с дизайнером тоже, как правило, хорош. Тот, кто умеет получать удовольствие от совместной деятельности — отличный заказчик, особенно если он открыт, готов показать свой истинный вкус, откровенно отвечать на вопросы, сам хочет разобраться в своих предпочтениях, стремится развиваться. Такие люди есть.
Тогда, что такое, по-твоему, идеальный дизайн?
Идеальный дизайн? Незаметный. Идеальный дом — тот, что отражает индивидуальность хозяина, имеет свой стиль. Я обожаю интерьеры художников и дома коллекционеров, в которых много искусства. Они, как правило, уникальны, и не требуют постороннего вмешательства.
Вот пример — бельгийский дом семьи Де Бук — галеристки и художника — восстановленный, некогда полуразрушенный старинный дом в Генте. Он весь наполнен живописью, скульптурами, предметами мебели и декора, собранными и отреставрированными с величайшей любовью, отражает безупречный и самобытный вкус хозяев.
Мечтаю сделать серию фотографий и интервью в мастерских художников.