Архитектор и дизайнер Людмила Ларионова работает в интерьерных проектах самостоятельно. Проектирует отличные интерьеры, частные и общественные. Предпочитает все части проекта делать сама — от первоначальных эскизов и обмеров помещения до разработки рабочей документации на строительство. Считает, что только таким образом можно быть уверенным в конечном результате. Людмила рассказывает об идеальном интерьере, в котором детей не ругают за рисунки на стенах, а собак — за то, что грызут ножки стульев, об идеальном заказчике, которого легко распознать и о многом другом. Очень интересно!
Создание интерьер — это творчество или жесткий заказ?
Я не могу назвать дизайнера интерьеров свободным художником, который может самовыражаться в своих проектах. Художник может нарисовать картину так, как он считает нужным и ждать своего покупателя. А дизайнеру наоборот, весь процесс, материалы и цвета нужно согласовывать с заказчиком, потому что это его жизнь, его восприятие. Образно выражаясь, я помогаю клиенту нарисовать его собственную картину. Да и к тому же, у интерьера всегда есть функция, которую невозможно игнорировать. Поэтому интерьер — это творчество, ограниченное жесткими рамками условий.
Как изменился заказчик за последние 15 лет?
Мои первые проекты начались в конце 90-х, когда самым популярным выразительным средством были различные причудливые формы из гипсокартона с подсветкой точечными светильниками. И чем сложнее был рисунок потолка или пола, чем больше было слоев и уровней с подсветками, чертежей в проекте и проставленных размеров, тем больше было уверенности у клиента, что деньги за проект не зря заплачены, и вот она- «изюминка». Оставить потолок в покое и сделать его ровным воспринималось просто, как нежелание работать. К счастью, пресытившись всей этой сложностью, клиенты стали более разборчивы и начали понимать, что просто — не значит плохо и дешево.
Что значит для вас идеальный интерьер?
Идеальный дом (интерьер) для меня — это такая обстановка, в которой детей не ругают, за то, что они рисуют на стенах, Где собак (если уж завели), не ругают, что они грызут ножки стульев. Где с легкостью перекрашивают стены и меняют обивку мебели. И, самое главное, в этом доме понимают, что интерьер для человека, а не человек для интерьера.
Какого-то одного рецепта идеальной квартиры не существует. Для каждого он свой. Понимание комфорта и его восприятие у всех разное — до абсолютных противоположностей. Как в сказке про Алису: А где я могу найти кого-нибудь нормального? Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально." Также и с квартирами и с домами — наверное мы так долго носили школьную форму, что теперь хочется самовыражаться во всем, и конечно, в интерьере.
У европейцев и американцев, например, другой подход. Свой интерьер они стараются сделать нейтральным, чтобы в дальнейшем недвижимость быстро нашла нового покупателя, к тому же еще и выросла в цене за счет грамотно и со вкусом подобранной обстановки. В нашей стране другая ситуация — в основном делают интерьеры для себя и в ближайшее время продавать не планируют, поэтому решения рождаются более индивидуальные, я бы даже сказала, экспрессивные.
Расскажите, как работаете с пространством, это очень интересно.
Очень важно почувствовать пространство, можно сказать, ощутить его. Понять, какие процессы будут происходить. Где человек будет находиться статично — в тех местах постараться его уравновесить или даже создать симметрию. Там, где будет двигаться — можно добавить динамики — ритмом например, или же наоборот, сделать паузу, чтобы глазу не за что было зацепиться и рассматривать и хотелось быстро пройти. Таким образом, прописывается некий сценарий развития событий. В интерьерном пространстве работают самые обычные принципы композиции, если их учитывать — то человек будет воспринимать такое пространство как гармоничное. Типичный случай, когда человек сделал ремонт, но чувствует, что что-то не так, причем видимых причин особо нет, все стоит и весит на своих местах — но вот что-то не то. Такая ситуация как раз и говорит о том, что где-то эти принципы нарушены. Дело в том, что не каждый человек, способен, что называется, «разложить интерьер по полочкам» — и понять, где ошибка, вот в такие моменты незаменим совет профессионала.
С чего начинаете работу?
Начинаю я всегда со знакомства с заказчиком. Очень важно понять, подходят ли друг другу архитектор и заказчик, ведь общаться придется достаточно долго. Я понимаю, как сложно бывает описать свою жизнь, ценности, потребности и ожидания, поэтому случается, что процесс затягивается, но воспринимаю это как необходимую часть проектирования. Чем более точно будет поставлена и сформулирована задача — тем короче путь к желаемому результату. Совершенно не понимаю, как можно делать проект удаленно, получив описание и фото голых стен.
Что самое важное в работе над проектом?
Как бы банально не звучало, но самое важное — это понять, или услышать клиента, а иногда даже уметь прочитать между строк. И вообще, каждый клиент приходит к дизайнеру разными путями, вернее у каждого свое понятие для чего ему нужен дизайнер. Для кого-то это — помощь в технической работе, контроль строительства. Для кого-то важна именно эстетическая составляющая проекта. А кто-то считает, что дизайнер должен экономить деньги, минимизировав эксперименты с отделочными материалами на стройке или же найти такой же комод, как у соседки, только с перламутровыми пуговицами и дешевле. Да, это все составляющие одного процесса, и, не уделив должного внимания какой-то из них, конечный результат может быть неожиданным.
В любом проекте есть принципиально важные вещи, которые «держат» пространство, в отношении которых нужно быть очень настойчивыми с заказчиками, а есть вещи, которые вторичны.
Что такое «идеальный заказчик», кто он?
У каждого архитектора бывает свой «идеальный» заказчик, или даже несколько. Это такие удивительные люди, описывать которых можно очень долго хорошими словами и описания будут совершенно разные. Но распознать их можно достаточно легко, вот например, у меня однажды случилась такая история. Во время фотосъемки недавно законченного интерьера, я случайно уронила тяжелую подставку от настольной лампы на пол, и конечно от нее откололся кусочек. В итоге — ситуация ужасная, в совершенно новой квартире настольная лампа с отколотым кусочком от подставки — это катастрофа! Я мысленно подготовилась к ответам на возможные вопросы хозяйки, (которая во время съемки отсутствовала): сколько ждать новую подставку, осталась ли вмятина на паркете и т.д. И вот, наконец, я описываю всю ситуацию хозяйке и слышу такой вопрос: «Надеюсь, ты не на ногу себе уронила...» и вот в такие моменты как раз и понимаешь — вот он, идеальный заказчик!