Начинаем серию публикаций о современном артистическом дизайне, который стремительно развивается и выходит в России на новый уровень. Первым на наши вопросы отвечает Михаил Редин, дизайнер, художник. Его дизайнерская марка мебели и украшений Monsieur Lunatique, была создана в 2010 году. Все, что делает Михаил Редин, основано на абсолютно новом видении предметов. Михаил Редин — экспонент международного выставочного проекта Design Village (сегмент выставки MIFS/RoomsMoscow, которая состоится 20 - 24 мая), единственного проекта в России, где пространство более чем в полторы тысячи квадратных метров отводится для экспозиции объектов современного дизайна.
Михаил, что значит работать на стыке искусства и дизайна?
По сути, я пытаюсь вернуть искусству (именно искусству) его изначальную прикладную функцию. Я уверен, что красивая вещь должна обладать не только эстетическими характеристиками, но и обязательным утилитарным функционалом. Например, мое зеркало, это с одной стороны, вещь, которую ежедневно используют по назначению, а с другой стороны, - арт-объект, который и без использования способен работать как предмет искусства. Мне нравятся все мои работы, но больше всего - зеркало 2,60 метра в высоту, с оловянным треугольником. В нем сконцентрированы все мои технологические достижения: сожженное дерево, литье и прочее. В век высоких технологий, когда человек покорил и космос, и виртуальное пространство, он по прежнему нуждается в предметах реальных: столе, например, стуле, зеркале...
Твое искусство настолько же функционально, насколько концептуально. Чем ты вдохновляешься?
Я всегда думаю, где бы взять такой неиссякаемый источник идей? Мои идеи рождаются в моем мозгу, а что является первоисточником, литература или музыка - ответить сложно. Думаю, это комплекс всего сразу и ничего конкретного. Я вообще люблю Стругацких, Достоевского, Яна Грота, музыку Сибелиуса, Нью-Йоркской джазовой сцены 90-х годов. Из фильмов люблю «Метрополис» Фрица Ланга, работы Лени Рифеншталь.
Мой кумир - Эль Лисицкий. Работая, например, над этим зеркалом, я решил повторить опыт Лисицкого и вывести плоский мир графического супрематизма в объем. А вообще, работая с материалом (неважно предмет это мебели или украшение), я придерживаюсь единственной концепции, выраженной, как я говорю, «в насилии над материалом», насилии в позитивном смысле этого слова, когда «насилие» над ним, уничтожение его первоосновы превращается в акт творчества и задает ему новый вектор и новую жизнь.
Поэтому дерево, с которым я работаю, сжигается, металл травится кислотой и т.д. Но, в результате, этого процесса, из старой двери, подобранной на свалке, появляется зеркало в сожженной раме, способное украсить самый изысканный и дорогой интерьер. Уже много позже, когда на свет появились и мои зеркала из сожженного дерева, и мои журнальные столы, залитые смолой, китайской тушью и Бог знает, чем еще, появилась мысль, что возможно, это может кому-то понравиться, кроме самого автора. И, нужно заметить, что нравится многим. Но вот незадача, те, кто разбирается и готов бы такое поставить у себя дома, не имеют средств, а те, кто имеют, или не понимают в этом ничего, или просто не знакомы с брендом Monsieur Lunatique... Опять же, нужен нестандартный вкус и необычный интерьер, куда бы вписались такие предметы.
Твои любимые материалы?
Люблю работать с деревом, кожей, сталью, оловом. Особенно люблю плавить олово, ковать сталь, травить ее кислотой. Однажды друзья посоветовали: делай украшения, их проще продать и опять же будут деньги на то, чтобы делать предметы интерьера. Так и началась история с украшениями под тем же брендом Monsieur Lumatique. У меня нет ни одного повторяющегося мотива и уж тем более изделия. Даже те, что на первый взгляд кажутся похожими (например, кольца из олова), на самом деле - индивидуальны. Я принципиально каждый раз создаю новую форму, а старую выбрасываю. И даже делаю это не столько из собственных амбиций, сколько заботясь о потребителе, которому всегда интересно иметь эксклюзив, пусть и маленький, в виде колечка на безымянном пальце.
Люблю, конечно, говоря о своей концепции, упоминать слово «насилие». Многих это пугает, отталкивает или настораживает. Однако, под этим страшным термином кроется обычный подход ремесленника, управляющегося с материалом, и понимающего, что прежде, чем получить то самое, задуманное изначально, сперва придется измучить, буквально изничтожить первоначальный материал, добраться до самой его сути, можно сказать нутра, чтобы после на свет появилось новое изделие и зажило своей жизнью, в общем-то не имеющей отношения к своему первобытному состоянию.
Существуют ли границы между дизайном и искусством? Кто такой «идеальный заказчик» и «хороший дизайн»?
Сегодня границ между дизайном и искусством нет. Они давно размыты и каждый автор сам выбирает, как ему удобнее и интереснее воплощать собственные идеи. Опять же, это зависит от уровня его знаний, образования, культуры и творческих амбиций. Есть люди, желающие просто хорошо зарабатывать, а есть те, кто хочет заниматься творчеством. Последнее, как правило, удел особо увлеченных и романтических натур, и к тому же, мало прибыльное предприятие. Идеальных заказчиков, к сожалению, не бывает. Но мне бы хотелось, чтобы человек понимал тот язык, на котором я говорю с ним посредством своих вещей. И да, хотелось бы, чтобы ему все, что я делаю, нравилось с первого взгляда. Ну, а что такое, хороший дизайн в моем понимании - это наскальная живопись. Ничего более красивого и функционального человек никогда не создавал и до сих пор не создал.
И, наконец, прокомментируй, пожалуйста, название бренда.
Я очень критично отношусь к себе и ко всему, что делаю. Поэтому, название Monsieur Lumatique, в буквальном переводе с французского - мсье дурачок, призвано нивелировать какой-бы то ни было пафос, связанный с профессией дизайнера. Таким образом я прячусь за маской бренда… Если вам это все не по душе - ничего страшного, на дураков, мол не обижаются. Я не пытаюсь изменить мир, я пытаюсь изменить себя. Я никому и ничего не хочу доказать, я просто хочу делать то, что мне нравится, потому что обманывать себя, изменять себе или откладывать поиски самого себя - на это не стоит тратить драгоценное время. Потому что жизнь - конечна.