Критерии профессии декоратора еще совсем недавно были достаточно размыты. Сегодня профессия воспринимается вполне серьезно, ее признали даже снобы-архитекторы. О работе декоратора, о профессиональных конкурсах и серьезном образовании в этой области, а также тенденциях, трендсеттерах и заказчиках рассказывает директор и владелица школы «Детали» Татьяна Рогова.
Ваш критерий отношения к обучению и подготовке к профессии декоратора?
Сейчас появилось и появляется множество коммерческих проектов, где учат чему угодно, и что представляет определенную опасность. Хорошо, конечно, что люди учатся йоге, фото, рисованию, но в отношении профессии должен существовать другой подход. Нельзя образование превратить в кружок «Умелые руки» или в курсы кройки и шитья. Я всегда говорю преподавателям школы «Детали», что образование – это не коммерция, не бизнес, образование – это миссия.
Наши программы рассчитаны на подготовку плеяды новых имен в дизайне и декоре интерьера.
К нам зачастую приходят люди с разными намерениями. Кто-то хочет занять себя каким-то новым делом, кто-то приходит, чтобы сделать свой дом, а кто-то приходит, чтобы реально поменять профессию. Таких людей достаточно много.
У нас нет дней открытых дверей, это анахронизм. Наши двери открыты на выпускных экзаменах, куда приходит масса публики: родители, мужья и жены, дети, будущие абитуриенты. Качество дипломов наших выпускников выросло. Между дипломами десятилетней давности и сегодняшними – огромная разница!
Если ты предлагаешь некий образовательный продукт, то он должен быть высокого качества. У нас строгий отбор ведущих преподавателей, авторских программ. Постоянно появляются новые имена, свежая кровь, что очень важно. Среди преподавателей есть много наших выпускников.
Вы следите за дальнейшей судьбой своих учеников?
Статистику мы не ведем. Но открывая каждый месяц профессиональный интерьерный журнал, регулярно видим в них работы наших выпускников. Безусловно, они неоднозначны, но добрая половина проектов, которые публикуются в журналах, сделаны ими.
Чувствуете вы, как ваша школа меняет среду, а профессия декоратор воспринимается нынче вполне серьезно? Каковы критерии профессии декоратора, дизайнера?
Вопрос сложный. Ответить на него непросто. Есть профессия «дизайнер интерьера», и есть профессия «декоратор интерьера». Все дело лишь в терминологии, эти две профессии частично сливаются, перетекают друг в друга. Профессия дизайнер интерьера включает в себя больше обязанностей, архитектурных навыков, неизбежных при перепланировке, но и то что мы называем декором интерьера, то есть работу с материалами, предметами - самое красивое и приятное из всего процесса работы. Так называемый «декор» составляет примерно двадцать процентов от общего проекта. Все остальное – работа со смежниками, строителями, субподрядчиками, заказчиками, БТИ… И все должна делать эта красивая девушка «на высоких каблуках», как когда-то написала о профессии декоратора Наташа Почечуева.
Как нынче воспринимается профессия «декоратор» архитекторами?
Нынче к ней относятся вполне серьезно. У архитекторов, наконец, произошел разворот к более уважительному отношению с их стороны к работе, которой занимаются дизайнеры, декораторы. Хотя, по-прежнему, у многих архитекторов сохранилось устойчивое мнение, что декоратор – это только подушечки, шторы, вазы… Все остальное делают они. Как любит говорить уважаемый и любимый мною архитектор Алексей Козырь, архитектура - дело мужское, декор – дело бабское.
Что касается наших отношений с архитекторами, то многие из них обращаются в «Детали» с просьбой порекомендовать кого-нибудь к ним на работу из наших выпускников.
В прошлом году мы начали новую программу в школе «Детали» под названием «Большая архитектура». Проводим мастер-классы с архзвездами: Андрей Боков, Сергей Чобан, Борис Левянт и др. Качество вопросов, задаваемых нашими студентами, подтвердило глубину понимания темы. Взаимное сотрудничество архитекторов и дизайнеров необходимо. Как сказала в частной беседе архитектор Татьяна Смирнова, дома, созданные архитекторами и дома созданные дизайнерами и архитекторами – проекты абсолютно разные. В доме, в котором поработал дизайнер, декоратор, ты живешь, а в доме архитектора зачастую только присутствуешь.
Когда возникает тандем архитектор – дизайнер/ декоратор, когда единомышленники находят друг друга, получается самый гармоничный рабочий процесс. Один из последних примеров архитектор–дизайнер/декоратор, это Андрей Суматохин, архитектор-конструктивист и декоратор Мадина Выходцева.
Можно ли говорить об интерьерной моде? Как часто она меняется? И что нас ждет в ближайшем будущем?
Тенденции в интерьерной моде регулярно прослеживаются вот уже последние десять лет. Конечно, они меняются, но не так быстро как в фешн - моде. Очень изменчива мода стала в отношении цвета. У меня есть каталог компании Carling International, которая занимается прогнозированием тенденций. Трендсеттеры компании составляют их два раза в год, и делают это очень профессионально. Компания Carling International всякий раз после выставки Maison & Objet анализируют, что из их прогнозов подтвердилось. Интересные изменения в материалах, фактурах, в цвете особенно заметны у текстильщиков. Как меняется интерьерная мода хорошо видно на ассортименте компаний, занимающихся нетрадиционными отделочными материалами, например, потрясающей голландской Decay Hooms, предлагающей отделки от дерева до перламутра.
Такие две крайности, как минимализм и избыточность в интерьере уже отошли. С минимализмом жить трудно. Трудно жить и в избыточности, например в интерьере Келли Уэстлер (Kelly Wearstler), проекты которой перенасыщены предметами, материалами, фактурами, формами, цветом… Необходима золотая середина.
А что касается того, какой прогноз нас ждет завтра, говорю, что завтра нас ждет авторский стиль. Привязка к национальной культуре, так или иначе, существует и будет существовать в будущем. Есть голландцы, есть французы, есть англичане, все узнаваемы. Это, во-первых. Жан Луи Денье (Jean Louis Deniot), например, интерпретирует французскую классику. Делает все с легким шармом, но все равно получается совершенно французский интерьер. Я не считаю, что у нас должны появиться интерьеры, как я их называю «экспорт русс», хотя Ив Сен Лоран (Yves Saint Lauren) сделал такую русскую избу в Довиле.
Авторская стилистика будет и должна развиваться. Если национальные традиции переработаны и использованы талантливым автором, они могут быть какими угодно. Не хочу хвалить, но у Вероники Блумгрен есть гостиница на острове Бали, получившая массу призов. Там же есть вилла, которую она сделала для своих клиентов. В проектах использованы местные артефакты, местный колорит, но это все-таки интерпретации, тонкие, прочувствованные, авторские. В ее проектах нет стопроцентной привязки к балийской культуре, хотя она роскошная, кладезь для дизайнера. Вероника, окунувшись в среду, не стала просто проводником эстетики Юго-восточной Азии, в частности Бали, хотя это очень заразительно. Именно такие интерьеры я называю авторскими.
Как изменился заказчик? Чувствуете эволюцию?
Безусловно, заказчик изменился в сравнении с девяностыми, когда хотел либо «дворец», либо «Прованс», речь даже не в размере бюджета. Заказчики нынче тоже путешествуют, смотрят, наглядываются. Вопрос наглядывания – один из важнейших в нашем деле. Современный заказчик готов воспринимать смелые, нетривиальные цвета, ткани, материалы. А еще очень важно, что на конкурсы, в том числе и pinwin, захаживают наши заказчики.